Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.

Содержание

Глава 1. Техника эстафетного бега……………………………………………3
Краткое описание эстафетного бега……………………………………….3
Техника эстафетного бега короткие дистанции………………………......3
Передача эстафетной палочки……………………………………………..4
Глава 2. Обучение, средства и методы……....…………………………….....8
2.1 Задачи тренировок и методические рекомендации.……………………...8
2.2 Виды передачи эстафетной палочки.………………………………..........11
2.3 Анализ соревнований в спорте высших достижений……………………12
2.4 Требования к характеристикам спортсменов…………………………….14
2.5 Методические рекомендации……………………………………………...15

Глава 3. Упражнения…………………………………………………………..18
3.1 Подготовительные упражнения…………………………………………...18
3.2 Упражнения для обучения технике приема и передачи
эстафетной палочки…………………………………………………………….18
3.3 Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом…………..19
3.4 Ошибки при обучении……………………………………………………...20

Глава 4. Использование технических средств………………………………..21
Дополнительные материалы………………………………………………...27
Литература и источники……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Реферат_физкультура.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

1-й вариант: за счет  максимальной скорости бега обоих  бегунов. 

2-й вариант: за счет  уменьшения «форы». В этом случае у принимающего бегуна максимальная скорость бега, у передающего — 90 — 95%.

3-й вариант: за счет  увеличения «форы». В этом случае  принимающий бегун выполняет  стартовый разгон 

с интенсивностью бега 90—95% , а передающий выполняет бег с  короткого разбега с интенсивностью 100%.

4-й вариант: за счет  скорости бега обоих партнеров  с интенсивностью 90—95%.

5-й вариант: за счет  передачи эстафетной палочки  без сигнала. В этом случае  принимающий бегун выбрасывает  руку для приема на запланированном  месте, а передающий должен  передать палочку на расстоянии  вытянутых рук. 

Все эти вариации возможны в том случае, если бегуны достаточно надежно провели совершенствование  всех технических действий во время  передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.  

 

 

 

Глава 3. Упражнения.

3.1 Подготовительные упражнения:

1. Стартовое ускорение  с высокого старта.

2. Старт с опорой на  одну руку (попеременно правую  и левую).

3. Старт с опорой на  руку, взгляд направлен в сторону-назад. 

4. Бег с низкого старта  с эстафетной палочкой.

Упражнения 1—4 выполняют  самостоятельно и под команду (выстрел).

5. Упражнение 3 с началом  бега в момент пересечения  контрольной отметки другим бегуном.   

 

3.2 Упражнения для обучения технике приема и передачи эстафетной палочки:

1. Катящийся мяч достигает определенной отметки, т.е. отметки «готов» и «марш», расположенных на расстоянии 7 м (от линии «готов» до линии «марш») и на расстоянии 8 м (от линии «марш» до стартовой линии). Если мяч достигает только линии «готов», бегуны стоят на месте. Когда же мяч достигнет отметки «марш», вся группа начинает бег с высокого старта.

2. Имитация приема эстафетной  палочки на месте. 

Под команду «раз-два-три-четыре!»  бегун отводит правую или левую  руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены. Передающий вытягивает вперед руку движением снизу-вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего.

3. Имитация приема и  передачи палочки. 

Спортсмены располагаются  в шахматном порядке на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Правая или левая  нога согнута, движение рук как при  беге. Палочка передается по команде  спортсмена, стоящего сзади, из правой руки в левую, далее в правую и т.д.

4. Прием и передача  палочки партнеру в разминочном  беге.

5. Прием и передача  эстафетной палочки с партнером  в беге с ускорением на отрезке  до 150 м. Спортсмены начинают ускорение,  находясь на расстоянии 1,5 м друг от друга. Закончив передачу, спортсмен, бегущий сзади, делает ускорение, а в это время спортсмен, принявший палочку, несколько «сбрасывает» скорость, меняясь с партнером местами. При этом спринтеры бегут всю дистанцию строго по одной дорожке.

6. Прием и передача  эстафеты без отметок. На соревнованиях  различные воздействия могут  привести к тому, что разметки  форы могут передвигаться (нервозность,  ветер, другие факторы). Здесь  также влияет стартовая скорость  принимающего спорт-смена. Передача эстафетной палочки без разметок основывается на том, что принимающий спортсмен соразмеряет свою стартовую скорость и скорость бега передающего.

7. Прием и передача  эстафетной палочки на различных  этапах — на входе в вираж,  на выходе из поворота. Бег  по повороту и центробежные  силы затрудняют бег, поэтому  передачу необходимо осуществлять  с учетом соревновательной ситуации  в соответствии с разметкой  зон передачи.  

 

3.3 Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом:

1. Передача эстафеты с  партнером. Разбег — 50—60 м. 

Цель передающего —  догнать партнера. Когда между  спортсменами расстояние становится равным приблизительно 1,5 м, подается команда, после чего на последующих двух шагах  осуществляется передача. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть своего партнера и контрольную отметку. Контрольная отметка для каждой пары подбирается индивидуально. При этом учитывается скорость, которую в состоянии развить бегун, несущий палочку, к моменту ее передачи, и способность к ускорению принимающего спортсмена.

2. Передача эстафеты несколькими  парами одновременно.

3. Прием и передача  в составе четырех участников  на укороченной дистанции 200 м. 

4. Прием и передача  эстафеты на полной дистанции  с фиксацией времени. 

5. Прием и передача  на отдельных этапах с фиксацией  времени нахождения эстафетной  палочки в зоне разбега и  в зоне передачи.  

 

 

 

 

 

3.4 Ошибки при обучении.

1. Принимающий начал бег  прежде, чем передающий достиг  контрольной отметки. Эта ошибка  вызвана в большинстве случаев  тем, что бегун плохо видел  отметку или ориентировался на  бегуна, а не на постановку  его ноги на дорожку.

2. Принимающий после команды  передающего, а иногда и до нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что бегун, чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.

3. Передача не состоялась. Причин может быть несколько: 

— передающий бегун снизил скорость бега после команды, не учитывая, что с каждым мгновением скорость стартующего спортсмена увеличивается;

— принимающий бегун при  отведении руки назад двигает  ее влево или вправо, ища палочку;

— при передаче, когда  скорости бегунов уравнялись и был упущен момент для команды. Расстояние между спортсменами увеличивается и передающий не в состоянии догнать партнера;

— спортсмен в азарте соревновательной борьбы смещается  во время бега на втором этапе к  внутренней части дорожки или  на первом и третьем этапах в момент передачи эстафеты при выходе из виража бежал ближе к внешней линии  дорожки; бегун, стартующий на втором или четвертом этапе занял левый край дорожки и во время разбега не сместился вправо, а бегун, стартующий на третьем этапе не принял влево.

— спортсмены на втором и  третьем этапах не предпринимают  никаких мер, чтобы для стартующего  на четвертом этапе осталось место  для хвата эстафетной палочки.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Использование  технических средств.

Использование технических  средств в тренировках на примере следования специалистов Республики Беларусь.

 

 

Эффективность технического мастерства женских команд в эстафетном беге 4х100м на Чемпионатах мира

 

 

Место

 

Команда

Сумма лучших результатов сезона в беге на 100м, с

Результат

в эстафетном беге на

ЧМ, с

Коэффициент технической эффектив- ности, с


IX чемпионат мира, Париж, 2003г

1

Франция

44,82

41,78

3,04

2

США

44,10

41,83

2,27

3

Россия

45,02

42,66

2,36


X чемпионат мира, Хельсинки, 2005г

1

США

44,24

41,78

2,46

2

Ямайка

44,31

41,99

2,32

3

Беларусь

44,80

42,56

2,24


XI чемпионат мира, Осака, 2007г.

1

США

43,87

41,98

1,89

2

Ямайка

44,13

42,01

2,12

3

Бельгия

45,28

42,75

2,53


XII чемпионат мира, Берлин, 2009г

1

Ямайка

43,78

42,06

1,72

2

Багамы

44,87

42,29

2,58

 

3

Герма- ния

 

45,11

 

42,87

 

2,24


XIII чемпионат мира, Тэгу, 2011г.

1

США

44,11

41,56

2,55

2

Ямайка

43,58

41,70

1,88

3

Украина

44,96

42,51

2,45


 

 

 

Эффективность технического мастерства женских команд в эстафетном беге 4х100м на Олимпийских играх

 

Место

 

Команда

Сумма лучших результатов сезона в беге на 100м, с

Результат

в эстафетном беге на ОИ, с

Коэффициент технической эффективности, с


XXIX Олимпийские игры, Афины 2004г.

1

Ямайка

44,14

41,73

2,41

2

Россия

44,81

42,27

2,54

3

Франция

44,56

42,54

2,02

4

Багамы

45,44

42,69

2,75

5

Беларусь

45,00

42,94

2,06


XXX Олимпийские игры, Пекин, 2008г

1

Россия

45,32

42,31

3,01

2

Бельгия

45,49

42,54

2,95

3

Нигерия

44,87

43,04

1,83

4

Бразилия

45,97

43,14

2,83

5

Германия

45,73

43,28

2,45


 

Исследования в области  применения технических средств

Актуальность. Легкоатлетическая  эстафета 4х100м – один из двух командных  видов лёгкой атлетики, особенность которых заключается в том, что результат зависит не только отскорости бега каждого участника, но и от взаимодействия спортсменов во время передачи эстафетной палочки. О важности момента передачи эстафеты можно судить по тому, что на чемпионатах мира 2003 – 2011 годов и Олимпийских играх 2004 и 2008 годов из 125 женских эстафетных команд, участвующих в общей сложности в 181 забеге, 27 (14,9%) не закончили бег или были дисквалифицированы за нарушение правил соревнований при передаче эстафеты.

Для оценки соревновательной деятельности спортсменов в эстафетном беге 4х100 м используют коэффициент технической эффективности (КТЭ), который равен разности между суммой лучших результатов сезона в беге на 100м участников эстафетной команды и временем в эстафетном беге, показанном ими в соответствующих соревнованиях. Его величина при оптимальной технике передачи эстафетной палочки может достигать более 3 секунд

(табл. 1 табл. 2).

Подобный «выигрыш времени» в эстафете складывается из двух величин:

а) за счет бега с ходу на 2, 3 и 4 этапах;

б) за счет расстояния, равного  длине вытянутых рук между бегунами в момент передачи эстафетной палочки, которое может «укоротить» дистанцию на трех передачах до 3–4 метров.

При этом немаловажно, чтобы  передача эстафеты на каждом этапе  произошла в 20-метровой зоне передачи на максимально возможной скорости двух участников команды. Для предотвращения потери «скорости палочки», передачу эстафеты рекомендуется производить на 16–18-м метрах зоны передачи. Это даст возможность принимающему эстафету на 2–4-м этапах, с учетом зоны разгона (10 м), в большей степени использовать предоставленное правилами 30-метровое расстояние для набора скорости, которая к этому отрезку может быть околопредельной. Так, данные литературных источников и проведенный анализ динамики скорости финалисток бега на 100м XII чемпионата мира по легкой атлетике (Берлин, 2009г.) свидетельствуют, что к 10-му метру стометровой дистанции спортсменки достигают 43–47% от максимума своей скорости, к 20-му – скорость составляет 80–82%, а на 30-м метру она приближается к 90–92% от максимальной [5, 8].

Значимость техники взаимодействия бегуний в зоне передачи иллюстрируют результаты финального забега эстафеты 4х100м среди женских команд XIII чемпионата мира по легкой атлетике (Тэгу, 2011г). На основании проведенного видеоанализа можноутверждать, что распределение мест на пьедестале было решено во время последней передачи эстафетной палочки с третьего на четвертый этап. Сборная США четко отработала этот технический элемент, что позволило ей выйти вперед с преимуществом около 2 метров.

Информация о работе Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м