Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.

Содержание

Глава 1. Техника эстафетного бега……………………………………………3
Краткое описание эстафетного бега……………………………………….3
Техника эстафетного бега короткие дистанции………………………......3
Передача эстафетной палочки……………………………………………..4
Глава 2. Обучение, средства и методы……....…………………………….....8
2.1 Задачи тренировок и методические рекомендации.……………………...8
2.2 Виды передачи эстафетной палочки.………………………………..........11
2.3 Анализ соревнований в спорте высших достижений……………………12
2.4 Требования к характеристикам спортсменов…………………………….14
2.5 Методические рекомендации……………………………………………...15

Глава 3. Упражнения…………………………………………………………..18
3.1 Подготовительные упражнения…………………………………………...18
3.2 Упражнения для обучения технике приема и передачи
эстафетной палочки…………………………………………………………….18
3.3 Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом…………..19
3.4 Ошибки при обучении……………………………………………………...20

Глава 4. Использование технических средств………………………………..21
Дополнительные материалы………………………………………………...27
Литература и источники……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Реферат_физкультура.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

В процессе тренировки и  соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень  большой точности выполнения всех движений.

Главной предпосылкой достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100 м является умение спортсменов  передавать палочку на максимальной скорости.

Сложность же заключается  в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем  и четвертом этапах имеют право  начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить  в момент, когда скорости двух бегунов  сравниваются. Обычно это происходит во второй половине зоны и лучше, если передача произойдет на 16—18-м метрах, так как это даст возможность  спортсмену, принимающему эстафету, набрать  более высокую скорость.

При оптимальной технике  передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50—3,00 секунды  лучше, чем сумма результатов  в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты. И, стало быть, этот показатель можно использовать для контроля эффективности эстафетной передачи. Отметим также, что выигрыш  времени в эстафете происходит не только за счет бега с ходу, но и потому, что при передаче появляется свободное  пространство (1—1,3 м) за счет того, что  спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперед, а принимающий отводит  руку назад.

2.2 Виды передачи  эстафетной палочки

Рассмотрим основные виды передачи эстафеты, их преимущества и  недостатки. Критериями для предпочтения того или иного варианта техники  могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также  то, насколько удобно принять—передать эстафетную палочку.

1. «Внутренняя» передача. Спортсмен, передающий палочку,  бежит внутри дорожки с левой  стороны от принимающего. Эстафетная палочка передается из правой руки в левую. Преимущество: первые и третьи 100 м пробегаются по внутренней стороне дорожки, т.е. по кратчайшему пути. Недостаток: эстафетная палочка принимается в левую (чаще всего «неудобную») руку и каждый участник эстафеты, исключая бегуна, стартующего на первом этапе, должен переложить палочку из левой руки в правую.

2. «Внешняя» передача. В  момент передачи спортсмен бежит  по внешней (правой) стороне дорожки.  Палочка передается из левой  руки в правую. Преимущество: палочка принимается правой рукой, что для большинства спортсменов более удобно. Недостаток: бегуны на виражах преодолевают большее расстояние, а спортсмен, принимающий палочку, перекладывает ее из правой руки в левую.

3. Передача «сверху». Этот  способ в основном используют  спринтеры США, Канады, Ямайки, Польши, стран Центральной и Южной  Америки. Преимущества: увеличение  свободного пространства, т.е. более  растянутой передачи. Бегуны несут  и отдают палочку той рукой,  в которую приняли. На первом  и третьем этапах они бегут  по внутренней части дорожки,  несут и отдают палочку правой  рукой, а на втором и четвертом  — левой рукой и продолжают  движение по внешней части  дорожки. Принимающий посылает вытянутую руку назад ладонью вверх. Тогда как передающий кладет палочку по диагонали ладони движением сверху вниз. Недостаток: все спринтеры должны уметь передавать и принимать эстафету обеими руками, а это не всем под силу.

4. «Смешанная или франкфуртская»  передача. Эстафетная палочка принимается  и передается бегуну следующего  этапа одной и той же рукой,  без перекладывания, в следующей  последовательности: правая рука—левая—правая—левая.  Таким образом, бегуны на повороте  несут эстафетную палочку в  правой руке, а на прямой — в левой. На повороте бегун должен придерживаться внутренней части дорожки. На прямой нужно бежать посередине или лучше по внешней стороне дорожки.

 

2.3 Анализ соревнований в спорте высших достижений

Бегуны второго и четвертого этапов при этом варианте начинают бег с опорой на руку, что обеспечивает более точный и быстрый старт. При этом голова повернута в сторону  внутренней части дорожки, т.е. влево, что дает возможность видеть передающего  бегуна своей команды. Преимущества: все спортсмены бегут по кратчайшему  пути без перекладывания палочки. Недостатки: при первой и третьей передачах  эстафетная палочка принимается  в «неудобную» левую руку, т.е. возникает проблема свободного места  для принятия палочки, что может  привести к потере эстафеты. Этому  виду передачи отдает предпочтение сборная  команда России и с этим видом  связаны все успешные выступления  спринтеров сборной СССР.

В вопросе сравнительной  эффективности способов передач  эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами по результатам чемпионата мира-87. Авторы анализировали весь набор  характеристик и подходов к определению  эффективности организации соревновательной деятельности сильнейших эстафетных команд. При этом анализ вариантов передачи эстафетной палочки показывает примерное  равенство использования передачи в эстафете 4х100 м и сверху-вниз и снизу-вверх.

Аналогичная тенденция была отмечена и при анализе соревновательной деятельности в эстафетах 4х100 м на ХХIV Олимпийских играх в Сеуле. Она состоит в том, что команды менее квалифицированные, участники которых не имеют «отработанных» эстафетных связок, в основном ориентируются на высокие индивидуальные достижения исполнителей и, как правило, используют менее точную передачу сверху-вниз, в которой разница по скорости передающего—принимающего велика, так же, как и ее потери. И только после предварительного «отсева» в финалах встречаются команды, которые используют примерно одинаковые варианты передачи. Здесь важно отметить, что ни в одном из анализируемых соревнований 1972—1988 гг. в эстафетных командах в передачах сверху-вниз не было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе снизу-вверх.

Другим критерием правильной организации соревновательной деятельности участников эстафетных команд являются их скоростные возможности. Так, анализ показывает, что наряду с техникой передачи эстафетной палочки большое  значение имеет и сумма лучших результатов участников эстафетной команды, т.е. абсолютный уровень их скоростной подготовленности. Здесь  в качестве критериев уровня готовности команды могут быть использованы следующие показатели: сумма лучших времен пробегания 100 м дистанции в сезоне, а также среднее время суммы лучших результатов для одного этапа. Эти показатели характеризуют минимальный уровень соревновательной готовности для каждого участника, а отклонения от среднего уровня характеризуют наиболее слабые этапы, что в конечном счете предполагает осуществление оптимального подбора в расстановке участников по этапам. Данные показывают, что по этому показателю команда СССР занимала перед чемпионатом мира-87 3-е место, а вот качественная передача позволила достичь выигрыша на 1 передачу во времени 1,08 по сравнению с 0,84 у команды США, что позволило при более низком уровне скоростных возможностей выигрывать по среднему времени передачи на этапе в зоне 20 м — 0,07. По существу выход на результаты 10,15—10,22 гарантировало сборной СССР победу над американской командой, что и произошло на Олимпийских играх в Сеуле, когда советские спринтеры вышли на этот уровень индивидуальных результатов.

Останавливаясь на модельных  характеристиках, отметим, что индексом техники может служить результат 2,70+0,30 при среднем выигрыше на одной  передачи 0,90+0,10 и среднем времени  передачи эстафетной палочки в 20-метровом коридоре — 1,92+0,07 у мужчин.

В женской эстафете такого преимущества команда СССР не имела, и выигрыш во времени на 1 передаче в эстафетной команде СССР на чемпионате мира-87 хотя и был самым большим  — 0,89, но не компенсировал низкие скоростные способности участниц. В результате даже по среднему времени передачи эстафетной палочки в 20-метровом коридоре не было достигнуто выигрыша перед  командами ГДР и США. На Олимпийских  играх-88 положение изменилось, и  более высокие индивидуальные результаты участниц советской команды позволили  им включиться в борьбу с командами  ГДР и США.

Анализ стартовых положений, используемых принимающим, проведенный чешскими специалистами, показал, что число вариантов одноопорного (полунизкого) стартового положения и высокого старта примерно одинаковое, т.е. стартовое положение не определяет эффективность набора скорости в коридоре разгона. Однако по показателям группы финалистов есть явные различия. Так, финалисты мужских эстафет предпочитают безопорные положения. А вот среди женских команд отмечается предрасположенность к низкому одноопорному старту.

Весьма многообразны и  варианты «форы», используемой спортсменами различных эстафетных команд для  оптимальной организации взаимодействия принимающего и передающего участника. Здесь, как следствие предыдущего, отражается влияние абсолютных скоростных возможностей участников эстафетных команд, стартового положения и способа передачи эстафетной палочки.

Важен и уровень реализации скоростных возможностей на этапе эстафетной дистанции. Часто даже те высокие  скоростные возможности, которые имеет  спортсмен, весьма не просто реализовать  в условиях бега на этапе, где есть гандикап с соперниками, который  необходимо преодолеть или увеличить. Результаты времени пробегания 100-метровых этапов на чемпионате мира-87 показывают, что наивысшую скорость удалось достичь на 4-м этапе К.Льюису — 8,78 и П.Маршаллу — 9,91. Исходя из того, что 3-й этап пробегается по повороту и потеря в условиях бега на этапе составляет около 0,3, примерно такое же время достигнуто Х.Грисом (США) и Д.Уильямсом (Канада).

Ф.Гриффит-Джойнер достигала и более высокого спортивного результата. Из 10 лучших результатов в эстафетном беге только один (но 2-й по рейтингу) принадлежит В.Крылову — 8,96. Необходимо иметь как минимум трех человек среди 10 лучших результатов на этапах эстафетного бега для того, чтобы претендовать на завоевание золотых медалей при условии сохранения качества передачи эстафетной палочки на модельном уровне. Среди 10 лучших результатов сильнейших эстафетчиц 1987 года — две советские спортсменки (на Олимпийских играх 1988 года — 1). На Олимпийских играх 1988 года трем советским бегунам удалось войти в число лучших на этапах, в результате — золотые медали Игр.

Но все же результат  в эстафетном беге 4х100 м зависит  не только от индивидуальной беговой  подготовленности, но и в значительной степени определяется совершенной  техникой взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров к этому виду важнейшее  место должно отводиться совершенствованию  технических приемов в ограниченной зоне передачи, что обеспечит высокую  надежность выступления в соревнованиях  различного ранга.

2.4 Требования  к характеристикам спортсменов.

Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования как к их физическому состоянию, так и к выполнению ими ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки. И прежде всего:

· к скоростной выносливости бегунов (длина этапов в эстафетном беге больше 100 м:

1-й этап — 110 м, 2-й  и 3-й этапы — по 130 м, 4-й этап  — 120 м);

· к точности и быстроте двигательной реакции по зрительному  восприятию, особенно на движущийся объект (начало бега — точно при пересечении  передающим бегуном контрольной  отметки);

· к старту и стартовому разгону принимающего бегуна на 2-м, 3-м и 4-м этапах (неудобство исходного  положения эстафетного старта);

· к умению передающего  во время максимального бега воспринимать расстояние до принимающего для своевременной  подачи сигнала голосом (за 2—2,5 м);

· к координационным способностям спринтеров во время взаимодействия в ограниченной 20-метровой зоне (прием  и передача эстафетной палочки на максимальных скоростях обоих бегунов  на расстоянии вытянутых рук, быстрота и точность передачи);

· к психологической устойчивости спринтеров (взаимодействие на высокой  скорости бега в конце 20-метровой зоны передачи);

· к соревновательной деятельности бегунов (умение видеть на беговой дорожке  только своего партнера, реагировать  только на его действия и сигнал).

2.5 Методические  рекомендации.

Для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От этого  во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное  взаимодействие бегунов в зоне передачи. В первую очередь такими показателями являются:

· разность времени входа  в зону передачи между принимающим и передающим;

· место передачи эстафетной палочки;

· время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи с ходу;

· время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

Как показала практика, оптимальная  «разница времени» входа в зону передачи между принимающим и передающим должна находиться в пределах 0,30—0,38 (индивидуально для каждой пары, как у мужчин, так и у женщин). Такое условие позволяет передающему сохранять высокую скорость бега до места передачи. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к развитию специальной выносливости спринтеров, так как передающий пробегает дистанцию более 100 м (105—125 м до места передачи в зависимости от этапа). С другой стороны, этот показатель позволяет увеличить длину стартового разгона принимающего и к месту передачи достигнуть высокой скорости бега. Таким образом, передача эстафеты в зоне происходит на значительной скорости бега обоих спринтеров.

Показатель разности времени  входа в зону передачи между бегунами по существу определяет и место передачи эстафетной палочки. Установлено, что  наиболее рациональным является передача на 15—16-м метрах зоны. Естественно, что показатель времени бега принимающего в 20-метровой зоне передачи с приемом  эстафетной палочки зависит от вышеизложенных параметров. При совершенствовании  техники взаимодействия бегунов  в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки как для передающего, так и для принимающего. Необходимость таких установок продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в конце зоны передачи. Это исключает возможность любых вариаций и предъявляет к бегунам требования по абсолютно точному выполнению запланированных действий.

Установка для  передающего:

· использовать строго регламентированный по длине отрезок (65—70 м) с интенсивностью бега от старта до момента передачи 95—100%;

· подавать сигнал голосом  за 2,0—2,5 м до принимающего;

· передавать эстафетную палочку  на расстоянии вытянутых рук (1,0—1,5 м);

· для точности и быстроты передачи палочки необходимо выполнить  движение рукой снизу-вверх точно  в боковой плоскости. При этом все внимание концентрировать на кисти вытянутой руки принимающего, чтобы точно вложить палочку.  

 

Установка для  принимающего:

· для лучшего зрительного  восприятия контрольной отметки  и бегущего партнера, а также удобного расположения необходимо принимать  исходное положение эстафетного  старта под углом 65—75° относительно стартовой линии (голова повернута  в сторону передающего спортсмена);

· для точного определения  начала бега необходимо зрительно совместить бегуна, передающего эстафетную палочку, с контрольной отметкой;

· первые движения выполнять  одновременно руками и ногами, поворот  головы вперед осуществлять лишь на 1—2-м  беговом шаге;

· выполнять стартовый  разгон с максимальной интенсивностью;

· по сигналу передающего  бегуна быстро и оптимально далеко вынести руку назад для приема палочки, жестко удерживая ее в одном  положении;

· для точности и быстроты передачи эстафетной палочки на запястье принимающей руки надевать яркую  повязку шириной 6—7 см.

Для совершенствования техники  передачи-приема палочки и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» нужно  искусственно создавать экстремальные  ситуации в 20-метровой зоне передачи, чтобы  моделировать все действия обоих  бегунов.

Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать»  в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего  бегуна с коротких отрезков (65—70 м).

Информация о работе Методика тренировок и средства тренировки в эстафетном беге 4x100м