Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:48, курсовая работа
В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
Введение
1. Гибкость как ценное физическое качество
2. Методика, направленная на развитие и совершенствование гибкости
3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Заключение
Введение
План
Введение
1. Гибкость как ценное физическое качество
2. Методика, направленная
на развитие и
3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Заключение
Введение
Физическое развитие
подрастающего поколения предст
В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
Особо важными особенностями
относительно равномерное
большая подвижность суставов;
высокая эластичность связочного аппарата;
наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;
эластичность мышц впоследствии значительного содержания белковых неорганических солей и воды;
достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
незавершенный процесс окостенения.
Младший школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.
1. Гибкость как ценное физическое качество
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.
Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно - структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности (А.П. Матвеев, 2003г). К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (В.И. Лях, 1999г. стр.4).
Таким образом гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы. Термин "гибкость" более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин "подвижность". (Ж.К. Холодов, 2001г) Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу,
быстроту и экономичность движений.
Благодаря достаточной
Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.
Гибкость - рациональная работа наших
мышц, при отсутствии запаса подвижности
трудно выполнять амплитудные
Проявление гибкости зависит от ряда факторов.
Факторы, определяющие развитие гибкости:
анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
способность произвольно
расслаблять растягиваемые
Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными;
общее функциональное состояние организма, под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно - психические факторы ухудшают;
внешние условия: время суток, температура воздуха, наличие разминки;
пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.
Доказано, что главным фактором, ограничивающим полную естественную амплитуду движения в суставе является сопротивление мягких тканей: 2% сопротивления обеспечива6т кажа; 10% - сухожилия и связки; 41% мышечные ткани и их фасции - длина мышц - главный фактор, определяющий подвижность в суставах. "Короткая" мышца делает сустав малоподвижным, "Длинная" дает возможность проявлять полную свободную амплитуду.
С точки зрения морфофункциональных
свойств опорно-двигательного
активную, пассивную, смешанную;
общую и специальную;
динамическую и статическую.
Активная гибкость - движение с большой амплитудой выполняется за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
Пассивная гибкость - выполнение движений
под действием внешних
Общая гибкость - высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.
Специальная гибкость - амплитуда
движений проявляется при выполнении
конкретного двигательного
Статическая гибкость - подвижность, проявляемая в позах - неподвижном положении тела.
Динамическая гибкость - подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении.
Каждое из физических качеств имеет свой благоприятный период становления и совершенствования, обусловленный морфофункциональными особенностями возрастного развития организма.
У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:
преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
сочленение костей подвижно;
постепенное замещение костной ткани хрящевой;
усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);
слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
кости скелета отличаются большой
податливостью к внешним
недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10 - 11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 - 14 лет и стабилизируется к 16 - 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13 - 14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9 - 10 лет, а активной 10 - 14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет, причем у детей 9 - 14 лет это качество развивается в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20 - 30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного физического
воспитания детей младшего школьного
возраста главной задачей является
обеспечение такой степени
успешно овладеть основными жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.
Реализую данные задачи, считается
недопустимым чрезмерное развитие гибкости,
приводящее к перерастяжению мышечных
волокон и связок, а иногда необратимым
деформациям суставных
2. Методика, направленная на развитие и совершенствование гибкости
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движений доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнениями на растягивание (Ж.К. Холодов, 2001). Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.
Основными ограничителями размаха движений являются мышцы - антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большой амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными - задача упражнений на растягивание. (М.Л. Укран, 1979 г)
Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающих сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называются пассивными.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
движения, выполняемые с партнером;
движения, выполняемые с отягощением, резиновым эспандером;
пассивные движения с использованием собственной силы;
движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела.
Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений (Л.П. Матвеев, 1991). Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982 г).
При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название - активных. Активная гибкость развивается в 1,5 - 2 раза медленней пассивной (В.Н. Платонов, 1986).
В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах.
Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитуды движений.
Например: пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к выпрямленным ногам (Л.П. Матвеев, 1991).
К активным движениям с полной амплитудой относятся:
махи ногами и руками;
наклоны и вращательные движения туловищем.
Упражнения для развития подвижности в суставах специалистами рекомендуется производить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использованием и "самозахватов", покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.
Кроме выше перечисленных в практике
занятий физическими
По некоторым
40 - 45% - активные - динамические;
20% - статические;
35 - 40% - пассивные.
В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических - больше.