Методика проведения подвижных игр у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:56, реферат

Описание работы

Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….3
2. Значение подвижных игр в воспитании детей ………………………………..4
2.1 Методика проведения подвижных игр..............................................................9
2.3 Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах…14
2.4 Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе……18
2.5 Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе……24
3.Заключение……………………………………………………………………….35
4.Список использованных источников……………………………………………36

Работа содержит 1 файл

фз.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

Недостаточно  только содержать участок в чистоте, его надо красиво оформить. Для  оформления участка зимой можно  использовать снег, лёд, сделав из них  фигуры, снежные постройки (дом, пароход, метро, снежный лабиринт); площадка же должна быть свободной. В летнее время украшением участка служат зелёные насаждения, цветы, цветные  фонарики, флажки, гирлянды и т.д. Красиво  оформленный участок вызывает у  детей желание гулять и играть на нём.

Если игра проводится в помещении, оно должно быть убрано влажным способом, хорошо проветрено. Если помещение небольшое, необходимо вынести из него лишние предметы.

Все пособия  и материалы, которые требуются  для игры, должны быть приготовлены до её начала. К приготовлению этих пособий, к организации соответствующих  условий надо привлекать детей. Дети приносят флажки, мячи, считают их, упражняясь одновременно в счёте, раскладывают по цвету, выкладывают себе «норки», «гнёздышки» из шишек, из камешков, заготовляют снежки и т.д. Места  хранения пособий надо устраивать таким  образом, чтобы детям было легко  и удобно вынимать и убирать материалы. Пособия, которыми пользуются дети, должны содержаться в порядке, быть чистыми, красивыми; при этом условии дети приучатся к опрятности, у них  повысится интерес к игре, разовьётся художественный вкус. Количество пособий  должно соответствовать числу играющих, а их качество— быть одинаковым, чтобы одни дети не получили худшие, а другие лучшие пособия.

Воспитатель и  руководитель физического воспитания должен служить образцом для детей  во всех отношениях, в частности  в отношении костюма. Чтобы у  детей закрепились определённые положительные качества, воспитатели, работающие в одной группе, должны предъявлять детям одинаковые требования.

Сбор на игру. Собрать детей на игру можно различными приёмами. Так, ещё до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям  средней и старшей групп о  том, что на участке будет проведена  игра. Он договаривается с детьми, что  как только он их позовёт, ударит в  бубен или позвонит, они соберутся  около него или в определённом месте площадки. О том, какая игра будет проведена, необязательно  сообщать детям заранее: об этом можно  сказать и тогда, когда они  соберутся для игры. В старшей  группе можно иногда воспользоваться  и другим приёмом — перед выходом  на прогулку разделить детей на несколько  колонн. По сигналу все собираются и условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой. В старшей группе можно иногда поручить нескольким детям собрать  своих товарищей на игру, распределив  заранее, кто кого позовёт.

Сбор на игру не должен превышать 1 - 2 минут.

Длительный сбор снижает у детей интерес к  игре, дезорганизует их. Долго ожидая товарищей, дети напрасно растрачивают время и энергию. Если игра проводится зимой на участке, то долгое ожидание приводит к тому, что дети зябнут и у них пропадает желание  играть.

Руководство игрой. Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к  игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему  усвоению её правил, более чёткому  выполнению движений. Подвести детей  к игре можно путём вопросов или  с помощью показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям  сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре. Так, игру в автомобили хорошо провести с малышами после того, как они наблюдали на улице  движение автомобилей.

Объяснение игры. После того, как дети соберутся  на игру, руководитель физического  воспитания рассказывает им её содержание и сообщает название.

При объяснении игры взрослый должен стоять так, чтобы  его видели все дети. Если дети стоят  в шеренге, сидят полукругом или  свободно сгруппировались около  руководителя, он становится к ним  лицом. Если дети стоят по кругу, педагог  занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть  группы, которая расположена позади него.

Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими.

В одном саду при проведении игры «Хитрая лиса»  девочка, выполняющая роль лисы, упорно не откликалась на вопросы детей: «Хитрая лиса, где ты?» Оказалось, что при объяснении игры воспитатель  сказал детям: «Лиса должна стоять и  молчать, потому что она хитрая». Но до какого момента лиса должна стоять и молчать, воспитатель забыл  указать, и «лиса» добросовестно  стояла и молчала. Причиной нарушения  правил в данной игре было нечёткое объяснение их воспитателем.

Многословное, сбивчивое  объяснение ведёт к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рассказать самое главное.

Вот примерное объяснение игры.

Руководитель  физического воспитания. «Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Охотник и зайцы». Вы все будете «зайцы», а Витя — «охотник».

Места зайцев будут  на этой стороне площадки. Перейдите  все на эту сторону и встаньте рядом не очень близко друг к другу. Каждый заяц начертит себе круг (раздаёт  маленькие папочки).

Витя, а ты встань сюда, здесь будет место для  охотника (показывает место в одном  из углов площадки). Начерти здесь  круг. Дети, у всех готовы кружки? Валя, собери палочки в коробку. Вы, зайцы, будете прыгать по всей площадке легко, мягко опускаясь на травку. Миша, покажи, как прыгают зайцы. (Миша показывает.) Хорошо, правильно. Когда  я скажу «охотник», все зайцы  побегут к своим кружкам; охотник, не сходя с места, будет стрелять в зайцев — бросать в них  мячом.

Мяч можно бросать  только в ноги зайцев. В голову и  в спину бросать нельзя. Подстреленных  зайцев охотник уводит в свой «дом».

В процессе проведения игры слово взрослого имеет ведущее  значение. Опираясь в своей речи на знакомые детям понятия, воспитатель  помогает формированию у детей новых  понятий, направляет детское сознание на определённые поступки, действия.

Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчёркнутое соответствующей  интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо  монотонное объяснение игры.

Делая детям  указание, надо иметь в виду как  всю группу в целом, так и отдельных  детей, учитывая их особенности. Обращаясь  к отдельным детям, руководитель должен выделить в своей речи то, что имеет прямое отношение к  данному ребёнку. Например, если бегут  несколько детей к флажкам  и воспитатель знает, что у  одного из них недостаточно развита  выдержка и он может побежать, не дожидаясь последних слов сигнала, воспитатель говорит ему: «Не  беги, пока я не скажу слова «беги», а рядом стоящему ребёнку с  запоздалой реакцией он говорит: «Беги  сейчас же, как только я скажу  слово «беги».

При объяснении более сложных игр не следует  давать все объяснения сразу: их можно  чередовать с распределением ролей  между играющими, с показом некоторых  движений, которые могут затруднить детей в игре.

Воспитатель сам  показывает детям движение или выбирает для этого кого-либо из детей. Например, воспитатель говорит: «Зайцы неслышно выпрыгивают из своих кружков», и  показывает, как надо согнуть колени при прыжке и опуститься на носки». Правильный показ действий в сочетании  с объяснением имеет важное значение для улучшения качества выполнения движений детьми.

Существенным  условием при формировании двигательных навыков является предварительное  представление о движении — словесное  или наглядное.

Нельзя злоупотреблять в игре указаниями и поправками в  отношении точности и правильности движений — это может привести к тому, что пропадёт радость от игры, снизится её эмоциональность. Обучение движениям в средней и старшей  группах происходит главным образом  на занятиях гимнастикой, а в играх  приобретённые навыки закрепляются. В младшей группе развитие движений осуществляется в процессе подвижных  игр.

Однако, если дети ещё недостаточно овладели каким-либо движением, нельзя закреплять в игре неправильные навыки. Так, если в игре «Медведи и пчёлы» некоторые дети при лазании не меняют ноги, а  приставляют одну к другой, взрослый обращает внимание детей на ошибку, делает указание, как надо лазать, предлагает посмотреть на товарища, который делает движение правильно, а затем продолжает игру.

Проведение игры. В процессе игры взрослый следит как  за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим  бодрым тоном, живым интересом к  игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы  дети не переутомлялись. В некоторых  случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить её замысел. Так, например, если при  проведении игры «Найди себе пару»  имеется чётное число детей, воспитателю  приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без  пары.

При распределении  детей руководитель соединяет более  слабых и не умеющих выполнять  движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется  элемент соревнования (например, «Чьё звено скорее соберётся»), мальчиков  с девочками, так как иногда у  мальчиков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек  — с девочками.

При проведении игры нужно следить за тем, чтобы  дети долго не бездействовали, так  как у них может пропасть интерес  к игре и они не получат достаточной  физиологической нагрузки.

Во всех группах  детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Взрослый должен выразительно прочесть текст и довести смысл  его до сознания детей. При разучивании  текста с детьми воспитатель следит, чтобы дети не скандировали его, а  произносили выразительно и не слишком  громко.

В ходе игры руководитель подаёт сигналы — зрительные (поднимает  цветной флажок), звуковые (ударяет  в бубен, в барабан), произносит определённые слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют  и возбуждают детей.

Правила игры. Особенное  внимание следует уделять выполнению детьми правил. Правила имеют большое  воспитательное значение. Правила —  это определённые требования, которые  должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и  непринуждённости игры, правила ограничивают определёнными рамками поведение  играющих. Сознательное подчинение правилам игры имеет большое значение для  воспитания дисциплины, коллективизма. Подчинение правилам воспитывает в  ребёнке волю, выдержку, умение сознательно  управлять своими движениями, затормаживать  их. Правила в игре должны соответствовать  возрасту детей: чем меньше возраст  ребёнка, тем проще должны быть правила. Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Неудачно и такое правило, когда проигравший получает право поплясать, сказать стихотворение, спеть: детям интересно выполнить одно из этих заданий, и они стараются проиграть. Вредны в воспитательном отношении правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удаётся, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Распределение ролей. Очень важным моментом при  проведении игры является распределение  ролей. Роль, выполняемая в той  или иной игре, определяет поведение  ребёнка, которое должно соответствовать  действиям изображаемого персонажа. Выделить детей на ответственные  роли можно различными приёмами: воспитатель  сам поручает ребёнку какую-нибудь роль, выделяет с помощью считалки, или ребёнок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя.

Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен  детям. При этом нужно следить, чтобы  дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы  на каждого играющего приходилось  целое слово или слово вместе с предлогом.

При выделении  ребёнка на ту или иную роль нужно  учитывать его особенности и  возможности, поэтому не всегда можно  пользоваться считалкой или предоставлять  такой выбор самими детям. Часто  от удачного распределения ролей  зависит успех игры. Например, если в игре «Ловля обезьян» для выполнения роли Ловцов выделить застенчивых детей, которые смущаются и не могут  показать движений, игра потеряет смысл  и значение.

Информация о работе Методика проведения подвижных игр у дошкольников