Методика проведения подвижных игр у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:56, реферат

Описание работы

Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….3
2. Значение подвижных игр в воспитании детей ………………………………..4
2.1 Методика проведения подвижных игр..............................................................9
2.3 Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах…14
2.4 Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе……18
2.5 Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе……24
3.Заключение……………………………………………………………………….35
4.Список использованных источников……………………………………………36

Работа содержит 1 файл

фз.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая  готовность к выполнению сложных  двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом  двигательной деятельности выступает  мотив усвоения новых умений и  навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы  движений, повышения работоспособности  и физической подготовленности.

Средняя продолжительность  игры 5—6 минут в младшей группе, 6—8 минут — в средней и 8—10 минут — в старшей. Общая продолжительность  игры считается с того момента, как  дети собрались на игру и воспитатель  начал её объяснение.

Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом — ходьбой, произнесением  текста, например в игре «Круговые  ловишки», «Хитрая лиса». При правильной нагрузке учащённое дыхание приходит и норму через 1—2 минуты.

   Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчёркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать флажки, держать обручи, в которые пролезают дети, и т. д.

Не следует  за один раз давать больше двух игр, при том они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной. На год в «Руководстве для воспитателя» рекомендуется для младшей группы не больше 10 игр, в средней — 12 игр, в старшей — не более 14 игр, при условии и, что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей — младшей и средней групп.

Внимание воспитателя  должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили, и полюбили проводимые с  ними игры. Повторность и усложнение игр Навыки и привычки формируются  при условии многократных упражнений. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают. Поэтому одни и те же игры необходимо систематически повторять: только тогда у детей будут  закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки. При  систематическом повторении одних  и тех раздражителей в коре головного мозга закрепляется определённое соотношение возбуждённых и заторможённых  очагов. Таким образом, систематическим  повторением игр, постепенным их усложнением мы помогаем выработке  у детей нужных навыков и качеств. В младшем возрасте у детей  меньше опыта, образование временных  связей идёт медленно, дети медленно усваивают  игры и овладевают навыками, поэтому  воспитатель чаще повторяет с  детьми одну и ту же игру (примерно в  течение 3—4 занятий). В средней и  старшей группах новую игру можно  проводить в течение 2- 3 занятий, затем повторить ранее проведённые  игры и снова вернуться к той  же игре.

При повторении игры нужно постепенно усложнять  её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять  приобретённые ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением .может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд»  вводится бег между рельсами, выложенными  из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику»  — по доске и т. д.). Можно увеличить  расстояние для бега, прыжков, увеличить  число ловишек (двоих вместо одного).

Усложнение может  быть и в том случае, если меняется форма организации детей: увеличивается  число детей в каждой подгруппе, например, в игре «Чьё звено скорее соберётся» и др., изменяется темп движения (в игре «Поезд»), увеличивается количество предметов, вводимых в игру (в игре «Передача мяча» сначала передаётся) один мяч, затем два мяча; в игре «Кто ушёл?» увеличивается количество детей, которых надо запомнить, изменяется форма построения детей в игре. К составлению новых вариантов  игры можно привлекать и детей, но преимущественно старшей группы. Однако воспитатель должен к таким  вариантам относиться осторожно, так  как не всякую игру можно и надо изменять и не всякая выдумка детей может быть удачна. Вот пример того, как дети под руководством воспитателя оставили новые варианты игры.

Дети любили игру «Кто скорей принесёт флажок». Однажды  воспитатель сказал детям: «Вы сейчас бежали ;а флажками к стульчикам прямо, а если по дороге положить обруч  или большой куб — легче  или труднее будет бежать?»  Дети: «Труднее, труднее». — «Давайте попробуем!» — предложил воспитатель. Дети наперебой стали говорить о  том, как можно играть по-новому. Одни предложения детей воспитатель  включал в игру со всеми детьми, а другие варианты показывали только «авторы». Например, дети предложили: «Положить  обруч против каждой колонны и  обегать его»; «Прыгнуть в обруч  и прыгнуть из него, не задев ногами», и т. д.

Иногда дети вносят в виде усложнения элементы из знакомых игр. Например, в игре «Зайцы и лиса» дети предложили такое  правило: нельзя ловить зайцев, которым  подала «лапу» зайчиха-мать. Это правило  взято из игры «Ловишка, дай руку».

Формы организации  детей в игре различны. Во всех возрастных группах игры могут быть проведены  со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруппой. Это  зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит руководитель при проведении данной игры. Например, игру для старшей группы «Наседка и коршун» нельзя проводить со всей группой, так как колонна  детей, сцепленных друг с другом, не должна превышать 8-10 человек. Если колонна  будет слишком длинной, коршун легко  схватит последнего цыплёнка; кроме  того, колонна со сцепленными 20—25 детьми будет разрываться. В некоторых  играх с лазанием также не могут  участвовать одновременно все дети, так как они не поместятся на приборах для лазания, и воспитателю трудно уследить за каждым ребёнком. То же относится  к играм с метанием.

Иногда взрослый проводит игру, рассчитанную на всю  группу, только с небольшой группой  детей. Это целесообразно в тех  случаях, когда ставится задача включить в игру малоактивных детей, чтобы  они не зябли на прогулке, или  проводит игру с детьми, которые  отстают в каком-нибудь виде движения и им надо поупражняться. Детей младшей  группы, особенно в первое время  пребывания их в детском саду, можно  включать в игру не одновременно, а  поочерёдно: одну часть группы, затем  другую. Детям легче ориентироваться  в небольшом коллективе, они скорее находят свои места и лучше  усваивают правила. В некоторых  играх подгруппы детей участвуют  поочерёдно, как, например, в игре «Горелки», в других — одновременно, например «Чьё звено скорее соберётся». Иногда в целях объединения детей можно провести игру одновременно с несколькими группами, например со средней и старшей или с младшей и средней, а иногда и младшей со старшей. В таких случаях ответственные роли надо предоставить старшим детям.

В смешанной  группе игры проводятся обычно отдельно со старшими и отдельно с младшими детьми. Время от времени дети объединяются в одной игре, более простой, не очень подвижной, доступной детям  младшего возраста. Ответственные роли в таких играх обычно поручаются старшим детям. 

     Особенности методики проведения подвижных игр  в старшей группе 

Двигательная  деятельность ребенка становятся все  более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают  творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки  по интересу к тому или иному виду упражнений.

На 6-м году жизни  ребенка его движения становятся все более осознанными и носят  преднамеренный характер. Развивается  способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять  указания педагога.

В старшей группе увеличивается количество игр, в  которых нет образов: даются разного  рода «ловишки», игры с мячом и  т. д.

Игры детей  этого возраста также построены  на основных движениях — беге, прыжках, метании, лазаний, но к детям предъявляются  большие требования в отношении  качества движений, правильности и  точности их выполнения. Например, нужно  идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («Мышеловка», «Ловля бабочек»).

Правила в старшей  группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.

Дети этого  возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом  игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.

Подбор игр. Как  было сказано выше, с помощью игры взрослый осуществляет несколько задач  — укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает  моральные качества и т. д.

Включая в план ту или иную игру, руководитель физического  воспитания должен знать, какие качества и навыки он может развить и  закрепить с её помощью: в одной  игре преобладает бет, а в другой — метание, в одной от детей  требуется выдержка., а в другой — ловкость и т. д.

Ставя перед  собой задачу закрепить у детей  навык прыжка, руководитель выбирает игру с соответствующим видом  движения, например для средней группы «Зайцы и волк»; для развития у  детей выдержки и торможения проводит в старшей группе игру «Хитрая  лиса» и т. д.

При подборе  игр педагог учитывает особенности  детей данной группы, их интересы и  подготовленность. Кроме того, ему  приходится принимать во внимание время  года, состояние погоды, температуру  воздуха. Например, в зимнее время, намечая  игры для проведения на участке, воспитатель  должен выбирать такие, в которых  активно участвуют все дети (например, «Поезд», «Мы весёлые ребята»). Поочерёдное  участие детей в игре приводит к тому, что они зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей  и возможного последующего охлаждения.

В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей  подвижности.

При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в  помещении, на площадке, в лесу, в  поле. Например, если в лесу имеются  подходящие пни, на которые дети могут  вставать, воспитатель может наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле»), «Лиса в курятнике».

Подбирая игры, он учитывает также и сезонность. Летом, когда дети живут среди  природы, можно использовать такие  игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени  надо подбирать игры, в которых  можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.

Воспитывая у  детей определённые интересы, руководитель закрепляет их с помощью соответствующих  игр. Если дети наблюдают движение поездов, хорошо закрепить эти впечатления  в игре «Поезд».

Планируя игры, руководителю следует учитывать  состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить  более спокойные игры кругу, игры с пением, постепенно переходя к  играм с движением врассыпную.

Выбирая игру, воспитатель  принимает во внимание её место в  режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.

Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно  на прогулке. В старшей группе она  может составлять часть занятия  гимнастикой и подвижными играми.

Игру можно  проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости  от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков её общий план. Если до прогулки было спокойное занятие, игру можно провести вначале. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не надо прерывать её, а собрать  детей для подвижной игры в  конце прогулки. Случается, что трудовые процессы или творческая игра быстро заканчиваются, и дети затрудняются найти себе занятие, в таком случае игру можно провести в середине прогулки.

При подборе  игр для занятий, кроме общих  воспитательных задач, приходится особо  учитывать гигиеническую сторону  каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.

Важно не только правильно подобрать игру, но и  провести её таким образом, чтобы  она принесла пользу как в отношении  укрепления здоровья детей, так и  в отношении приобретения ими  положительных навыков и качеств.

Организуя игру, взрослый заботится о том, чтобы  были соблюдены основные гигиенические  требования.

Костюм детей  должен быть чистым, лёгким и не стеснять движений; если игра проводится в помещении, дети надевают тапочки. В зимнее время  надо следить за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву во время игры и охлаждению после её окончания.

Игру нужно  проводить преимущественно на воздухе. Размер площадки для одной группы детей должен быть не менее 50 кв. м. из расчёта 2 кв. м. на ребёнка. Необходимо, чтобы площадка для игр была ровной, хорошо утрамбованной. В сухую тёплую погоду её надо хорошо подмести и полить водой. Зимой участок должен быть очищен от излишнего снега и освещен, чтобы дети могли им пользоваться во вторую половину дня.

Информация о работе Методика проведения подвижных игр у дошкольников