Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:56, реферат
Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
1.Введение………………………………………………………………………….3
2. Значение подвижных игр в воспитании детей ………………………………..4
2.1 Методика проведения подвижных игр..............................................................9
2.3 Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах…14
2.4 Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе……18
2.5 Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе……24
3.Заключение……………………………………………………………………….35
4.Список использованных источников……………………………………………36
Развитие физических
качеств происходит под влиянием
постоянных упражнений. В результате
расширяются и обогащаются
Средняя продолжительность игры 5—6 минут в младшей группе, 6—8 минут — в средней и 8—10 минут — в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались на игру и воспитатель начал её объяснение.
Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом — ходьбой, произнесением текста, например в игре «Круговые ловишки», «Хитрая лиса». При правильной нагрузке учащённое дыхание приходит и норму через 1—2 минуты.
Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчёркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать флажки, держать обручи, в которые пролезают дети, и т. д.
Не следует за один раз давать больше двух игр, при том они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной. На год в «Руководстве для воспитателя» рекомендуется для младшей группы не больше 10 игр, в средней — 12 игр, в старшей — не более 14 игр, при условии и, что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей — младшей и средней групп.
Внимание воспитателя
должно быть направлено не на увеличение
количества новых игр, а на повторение
и усложнение их, на то, чтобы дети
усвоили, и полюбили проводимые с
ними игры. Повторность и усложнение
игр Навыки и привычки формируются
при условии многократных упражнений.
Без подкрепления, без упражнений
навыки угасают. Поэтому одни и те
же игры необходимо систематически повторять:
только тогда у детей будут
закрепляться положительные качества,
двигательные и другие навыки. При
систематическом повторении одних
и тех раздражителей в коре
головного мозга закрепляется определённое
соотношение возбуждённых и заторможённых
очагов. Таким образом, систематическим
повторением игр, постепенным их
усложнением мы помогаем выработке
у детей нужных навыков и качеств.
В младшем возрасте у детей
меньше опыта, образование временных
связей идёт медленно, дети медленно усваивают
игры и овладевают навыками, поэтому
воспитатель чаще повторяет с
детьми одну и ту же игру (примерно в
течение 3—4 занятий). В средней и
старшей группах новую игру можно
проводить в течение 2- 3 занятий,
затем повторить ранее
При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретённые ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением .может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику» — по доске и т. д.). Можно увеличить расстояние для бега, прыжков, увеличить число ловишек (двоих вместо одного).
Усложнение может
быть и в том случае, если меняется
форма организации детей: увеличивается
число детей в каждой подгруппе,
например, в игре «Чьё звено скорее
соберётся» и др., изменяется темп движения
(в игре «Поезд»), увеличивается количество
предметов, вводимых в игру (в игре
«Передача мяча» сначала
Дети любили
игру «Кто скорей принесёт флажок». Однажды
воспитатель сказал детям: «Вы сейчас
бежали ;а флажками к стульчикам
прямо, а если по дороге положить обруч
или большой куб — легче
или труднее будет бежать?»
Дети: «Труднее, труднее». — «Давайте
попробуем!» — предложил
Иногда дети вносят в виде усложнения элементы из знакомых игр. Например, в игре «Зайцы и лиса» дети предложили такое правило: нельзя ловить зайцев, которым подала «лапу» зайчиха-мать. Это правило взято из игры «Ловишка, дай руку».
Формы организации детей в игре различны. Во всех возрастных группах игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит руководитель при проведении данной игры. Например, игру для старшей группы «Наседка и коршун» нельзя проводить со всей группой, так как колонна детей, сцепленных друг с другом, не должна превышать 8-10 человек. Если колонна будет слишком длинной, коршун легко схватит последнего цыплёнка; кроме того, колонна со сцепленными 20—25 детьми будет разрываться. В некоторых играх с лазанием также не могут участвовать одновременно все дети, так как они не поместятся на приборах для лазания, и воспитателю трудно уследить за каждым ребёнком. То же относится к играм с метанием.
Иногда взрослый
проводит игру, рассчитанную на всю
группу, только с небольшой группой
детей. Это целесообразно в тех
случаях, когда ставится задача включить
в игру малоактивных детей, чтобы
они не зябли на прогулке, или
проводит игру с детьми, которые
отстают в каком-нибудь виде движения
и им надо поупражняться. Детей младшей
группы, особенно в первое время
пребывания их в детском саду, можно
включать в игру не одновременно, а
поочерёдно: одну часть группы, затем
другую. Детям легче ориентироваться
в небольшом коллективе, они скорее
находят свои места и лучше
усваивают правила. В некоторых
играх подгруппы детей
В смешанной
группе игры проводятся обычно отдельно
со старшими и отдельно с младшими
детьми. Время от времени дети объединяются
в одной игре, более простой, не
очень подвижной, доступной детям
младшего возраста. Ответственные роли
в таких играх обычно поручаются
старшим детям.
Особенности
методики проведения
подвижных игр
в старшей группе
Двигательная
деятельность ребенка становятся все
более многообразной. Дети уже достаточно
хорошо владеют основными движениями,
им знакомы различные
На 6-м году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педагога.
В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д.
Игры детей этого возраста также построены на основных движениях — беге, прыжках, метании, лазаний, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («Мышеловка», «Ловля бабочек»).
Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.
Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.
Подбор игр. Как было сказано выше, с помощью игры взрослый осуществляет несколько задач — укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д.
Включая в план ту или иную игру, руководитель физического воспитания должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бет, а в другой — метание, в одной от детей требуется выдержка., а в другой — ловкость и т. д.
Ставя перед собой задачу закрепить у детей навык прыжка, руководитель выбирает игру с соответствующим видом движения, например для средней группы «Зайцы и волк»; для развития у детей выдержки и торможения проводит в старшей группе игру «Хитрая лиса» и т. д.
При подборе
игр педагог учитывает
В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности.
При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, воспитатель может наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле»), «Лиса в курятнике».
Подбирая игры, он учитывает также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.
Воспитывая у детей определённые интересы, руководитель закрепляет их с помощью соответствующих игр. Если дети наблюдают движение поездов, хорошо закрепить эти впечатления в игре «Поезд».
Планируя игры, руководителю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную.
Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.
Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно на прогулке. В старшей группе она может составлять часть занятия гимнастикой и подвижными играми.
Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков её общий план. Если до прогулки было спокойное занятие, игру можно провести вначале. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не надо прерывать её, а собрать детей для подвижной игры в конце прогулки. Случается, что трудовые процессы или творческая игра быстро заканчиваются, и дети затрудняются найти себе занятие, в таком случае игру можно провести в середине прогулки.
При подборе
игр для занятий, кроме общих
воспитательных задач, приходится особо
учитывать гигиеническую
Важно не только
правильно подобрать игру, но и
провести её таким образом, чтобы
она принесла пользу как в отношении
укрепления здоровья детей, так и
в отношении приобретения ими
положительных навыков и
Организуя игру, взрослый заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.
Костюм детей должен быть чистым, лёгким и не стеснять движений; если игра проводится в помещении, дети надевают тапочки. В зимнее время надо следить за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву во время игры и охлаждению после её окончания.
Игру нужно проводить преимущественно на воздухе. Размер площадки для одной группы детей должен быть не менее 50 кв. м. из расчёта 2 кв. м. на ребёнка. Необходимо, чтобы площадка для игр была ровной, хорошо утрамбованной. В сухую тёплую погоду её надо хорошо подмести и полить водой. Зимой участок должен быть очищен от излишнего снега и освещен, чтобы дети могли им пользоваться во вторую половину дня.
Информация о работе Методика проведения подвижных игр у дошкольников