Методические принципы занятия физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:49, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………3
Глава 1. Методические принципы физического воспитания……4
Глава 2. Основы обучения движениям. Этапы обучения
движениям…………………………………………………….……….9
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями………….14
Глва 4. Структура учебно-тренировочного занятия…………….16
Глава 5.Формироваие физических качеств……………………….18
Глава 6. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..24
Список используемых источников……………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 44.43 Кб (Скачать)

У каждого  человека двигательные способности  развиты по-своему. В основе разного  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических  задатков:

- анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения  коры, степень функциональной зрелости  ее отдельных областей и др.);

- физиологические  (особенности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем - максимальное  потребление кислорода, показатели  периферического кровообращения  и др.);

- биологические  (особенности биологического окисления,эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики  мышечного сокращения и др.);

- телесные (длина тела и конечностей,  масса тела, масса мышечной и  жировой ткани и др.);

- хромосомные  (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также  и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции  и саморегуляции психических  состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его  достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти  умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в  процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились .

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия  деятельности, используя соответствующие  физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции  на внешние нагрузки.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и  методы развития разных двигательных способностей, а также способы  организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное  сочетание средств, форм и методов  совершенствования применительно  к конкретным условиям.

Получить  точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих  тестов (контрольных упражнений).

 

Глава 6. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе  физического воспитания

В спортивных играх большое значение имеют  пространственно-временные восприятия игроками игровых ситуаций, дающие им возможность быстро принимать  адекватные действия. При этом очень  важно принять максимум информации в короткий срок, обработать ее и  принять необходимое для данной игровой ситуации решение. Однако редко  можно встретить в спортивных играх игроков с одинаковой динамикой  нервных процессов.

В связи  с этим нам представляется возможным  дифференцировать игроков команд по надежности в игре на «стабильных» и «нестабильных». Чрезвычайно важно, чтобы у игроков были сбалансированы процессы возбуждения и торможения. Чем ближе игрок к такому равновесию, тем  устойчивее он в своем поведении на поле в ответных реакциях на всевозможные раздражения. В случае отсутствия равновесия игрок может быть либо чрезмерно возбужденным, либо его реакции будут заторможены. Если неуравновешенность таких игроков сочетается со слабой нервной системой, то быстрое возбуждение через некоторое время сменится «меланхолическим», подавленным состоянием – игрок перегорел и собраться ему сложно, а подчас и невозможно.

В спорте, особенно  в спортивных играх, в зависимости от доминирования процессов возбуждения или торможения нервной системы игроков можно разделить на «стабильных» и «нестабильных», имея в виду в этом случае преимущественно степень нервно-психического напряжения.

Учитывая  сказанное, психологические проявления должны регулироваться сознательной деятельностью  игроков. Неуравновешенные игроки в  процессе тренировки должны воспитывать  свою психику, учиться владеть собой  в любых ситуациях. Поэтому систематические  тренировки, а отсюда улучшение тренированности  организма и степени физической подготовленности повышают стабильность не только спортивных результатов, но и психических реакций.

Когда в команде возникают напряженность, натянутость отношения, когда происходит дезинтеграция на малые группы со своими лидерами, роль тренера особенно важна. Необходимо в таких ситуациях  еще в начале подготовительного  периода создать атмосферу взаимопонимания  и дружбы. Причем такая атмосфера  может сложиться только в коллективе, где тренер добился честного, осознанного отношения игроков к тренировочным нагрузкам, вызвал стремление к постоянному творческому поиску, к победе.

Немалую роль в поддержании «духа» команды  играет уровень внутрикомандных  связей, т. е. групповой настрой игроков, обеспечение слаженности групповых  действий и сохранение того и другого  во время игры. В спортивных играх  необходимо полнейшее взаимопонимание  игроков, поддержка друг друга словом, мимикой, жестом, сохранение атмосферы  дружбы, товарищества и, наконец, просто хорошее настроение. Все это во многом определяет общий положительный  настрой команды. Неодобрение действий партнеров, взаимные упреки, обвинения, бесполезные и частые пререкания влекут за собой нарушение игровых  связей, уменьшение побуждений к взаимной поддержке, ведут к разладу, дезинтеграции  команды. Такая команда обречена на поражение даже от менее сильного «противника». Нередко срывы и  неудачи объясняются не столько  недостаточной тактической и  технической подготовкой, сколько  неумением игроков общаться друг с другом, находить взаимопонимание, часто можно наблюдать, как дружная  команда играет почти молча, между  тем незначительный словесный контакт, мимика, жесты говорят о готовности игроков к ответным действиям  и поддержке друг друга, что создает  в команде атмосферу дружбы и  приводит к успеху.

Какие психологические факторы нужно  учитывать при подготовке игровых  команд к соревнованиям? Психологическая  подготовка игроков начинается задолго  до соревнований, уже в начале подготовительного  периода. Каждый игрок команды должен ясно представлять задачи на будущий  год, объем и интенсивность тренировочного процесса. Одним словом, уже задолго  до главных соревнований команда  получает психологический настрой, что дает возможность игрокам  целенаправленно, с полной мобилизацией воли приступить к подготовке к предстоящему спортивному сезону.

Особую  роль в психологической подготовке команд играют соревновательные нагрузки. Для повышения эффективности  соревновательной деятельности на уровне  спортивной команды необходим учет межличностных отношений и его корректировка в целях психологической сплоченности и совместимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Формирование  человека на всех этапах его эволюционного  развития проходило в неразрывной  связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в  постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и  психическое развитие уже взаимосвязано  с двигательной активностью. Потребность  в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно  меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и  сна улавливается организмом, вызывая  целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко  сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма  к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут  малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями  органов дыхания и кровообращения. Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико.

Способ  достижения гармонии человека один –  необходимо систематически выполнять  физические упражнения. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физической культурой, которые  рационально входят в режим труда  и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия  на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Несомненно, занятия  окажут положительное воздействие, если при них будут соблюдаться  определенные правила. Необходимо следить  за состоянием здоровья – это нужно  для того, чтобы не причинить себе вреда при выполнении физических упражнений. 
 
 

Список  используемых источников

1. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 1995

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М. : ФиС, 1988.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., ВЛАДОС, 1995

4. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теория и практика физической культуры. 1993

5. http://www.bestreferat.ru

6. http://www.fizkult-ura.com

Информация о работе Методические принципы занятия физической культурой