Методические принципы занятия физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:49, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………3
Глава 1. Методические принципы физического воспитания……4
Глава 2. Основы обучения движениям. Этапы обучения
движениям…………………………………………………….……….9
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями………….14
Глва 4. Структура учебно-тренировочного занятия…………….16
Глава 5.Формироваие физических качеств……………………….18
Глава 6. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..24
Список используемых источников……………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 44.43 Кб (Скачать)

Выполняя  двигательное задание впервые, можно  разучивать движения по частям (хотя это  менее эффективно), а также с  помощью подводящих упражнений.

В связи  с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно  давать большую нагрузку на отдельном  уроке или учебно-тренировочном  занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей  мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано  с быстрым угасанием новых, еще  не стойких, двигательных рефлексов.

Второй  этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель  обучения достигается путем детализированного  освоения техники на основе разучиваемого  двигательного действия, сформированного  на первом этапе обучения.

Основные  задачи этого этапа:

  • углубленно понять закономерности движений действия;
  • уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
  • усовершенствовать ритм выполнения движения;
  • создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается  количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации  движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении  качества исполнения действия в целом  возможны временные ухудшения, которые  постепенно случаются все реже и  реже.

Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о  возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение  работы и настойчивость.

Второй  этап обучения заканчивается в тот  момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему  движения и детали техники в целостном  движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует  переходить к следующему этапу обучения.

Третий  этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется  двигательный навык. Чтобы достичь  цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных  условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления  разучиваемого упражнения, так и  для его возможного варьирования.

Этот  этап может длиться очень долго  в процессе тренировки высококвалифицированных  спортсменов, так как изменение  уровня развития физических качеств  требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи  третьего этапа:

  • закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
  • избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
  • совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
  • облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые  являются ведущими при освоении двигательного  действия. Следовательно, необходима самостоятельная  работа отстающих студентов над  развитием этих физических качеств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями.

На основе государственных стандартов высшего  профессионального образования  вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы  по физической культуре, местных условий  и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные  формы занятий.

Учебные занятия - основная форма физического  воспитания. Они имеются в учебных  планах вуза (учебная дисциплина "Физическая культура") на всех факультетах. Учебные  занятия могут быть:

- теоретические, практические, контрольные;

- элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный  теоретический раздел программы  излагается студентам в форме  лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры  физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными  требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя  как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и  итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия  проводятся в течение семестра после  прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и  учебного года студенты всех учебных  отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего  курса - экзамен.

Внеучебные  занятия организуются в форме:

физических  упражнений и рекреационных мероприятий  в режиме учебного дня (утренней зарядки);

занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями;

самодеятельных  занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

массовых  оздоровительных, физкультурных и  спортивных внут-ривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и  внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование  научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального  функционирования организма молодого человека студенческого возраста.  
 
 

     Глва 4. Структура учебно-тренировочного занятия

     Учебно-тренировочное  занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и  заключительной.

     Во  вводной части необходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние и дать четкое представление о содержании основной части занятия: объеме, интенсивности и распределении тренировочных нагрузок. Продолжительность вводной части около 5 минут.

     В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.

     К сожалению, многие студенты недооценивают  значение разминки, стремятся или  вообще ее не выполнять или выполняют  небрежно с нарушением правил, а  следовательно, и объективных физиологических  закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную  двигательную деятельность.

     Разминка  делится на две части – общую  и специальную. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы  опорно-двигательного аппарата и  функции основных частей организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный  бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части  занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации  движений и физической нагрузке с  предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 10 до 20 минут.

     Основная  часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80–85 % времени, отводимого на занятие.

     Заключительная  часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.

     У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, так как резкий переход  от активных движений к покою выключает  действие мышечного насоса и перегружает  сердечную мышцу. В этом случае после  занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

     В заключительной части применяется  медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием и  т.п. В конце заключительной части  рекомендуется провести анализ проделанной  на занятии тренировочной работы, определяются задания для самостоятельной  подготовки.

Глава 5.Формироваие физических качеств.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение  оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) мор- фофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально- выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей  физических качеств употребляются  термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной  литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека .

Основу  двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К  двигательным способностям относят  силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится  о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс  развития соответствующих силовых  или скоростных способностей.

Информация о работе Методические принципы занятия физической культурой