Методические основы производственной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений.

Содержание

1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи
2. Методические основы производственной физической культуры

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

4. Производственная физическая культура в рабочее время
4.1 Производственная гимнастика
4.2 Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
4.3 ППФП в режиме рабочего дня

Литература

Работа содержит 1 файл

Производственная физкультура.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Типовая схема комплекса для четвертой  группы профессий:

     Упражнения:

     * в потягивании; 

     * для мышц туловища, ног и рук;

     * для мышц туловища, ног и рук  более динамичные, с большей нагрузкой;

     * общего воздействия — приседания, бег, прыжки;

     * для мышц ног, рук и туловища  и их комбинации с акцентом  на движение ногами;

     * на расслабление мышц рук;

     * на внимание, координацию движений.

     Физическая  нагрузка во время выполнения комплекса  упражнений для 1, 2 и 4-й групп профессий  должна постепенно увеличиваться, достигнув  максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

     Следует уделить внимание месту физкультурных  пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько  предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом — не раньше, чем через 2,5—3 ч.

     Для более точного определения места  физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость эрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня (рис. 11.3).

     При всем разнообразии имеющихся частных  характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

     Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных  пауз в режиме рабочего дня. В Представленном варианте динамики работоспособности  место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками  «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня (рис. 11.4) сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

     Методика  составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье — маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное выпрямление ног, в положении сидя, смена позы.

     Физкультминутки локального воздействия позволяют  отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

     Упражнения  для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз  и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

     4.3 ППФП в режиме  рабочего дня

 

     ППФП  — раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную  специализированную психофизическую  подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10. Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за счет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов. 

 

      Литература 

1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пос. для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с.

2. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.

3. Левандо В.А., Левандо Г.А. О занятиях массовыми формами физической культуры при заболеваниях верхних дыхательных путей и органа слуха //Теория и практика физ. культуры. 1986, № 8, с. 58-60.

4. Мак-Дугалл Дж. Дункан, Уэнгер Говард Э., Грин Говард Дж. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. - Киев: Олимпийская литература, 1998, с. 431.

5. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Краснодар, 2000. - 678 с.

6. Матвейков Г.П. Практические навыки терапевта. - Минск: Вышэйшая школа, 1993. - 656 с.

7. Мотылянская Р.Е., Велитченко В.К., Перминов Л.М. и др. Медицинские аспекты спортивного отбора. М., 1988. - 86 с.

Информация о работе Методические основы производственной физической культуры