Личная и общественная гигиена

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, доклад

Описание работы

Соблюдение правил личной и общественной гигиены является частью физической культуры. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Такой взгляд на физическую культуру остается актуальным и сегодня.

Работа содержит 1 файл

Личная и общественная гигиена.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

   Солнечные  ванны в физиологическом отношении  оказываются для организма наиболее сильными по сравнению с другими природными факторами закаливания.  Инфракрасные лучи принято называть «тепловыми», так как они проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку, под их действием возбуждаются нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов сокращаются, что приводит к перераспределению крови – от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становиться красной и горячей в процессе облучения.

   Облучение  ультрафиолетовыми лучами не  сопровождается немедленным покраснением  кожи, поэтому их называют «холодными»  лучами. Они поглощаются поверхностными  слоями кожи, взывая сложные физико-химические  и биологические процессы в  клетках.

   Многостороннее влияние ультрафиолетовых  лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении общего состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Одновременно повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей. Действие солнечного света, его ультрафиолетового, видимого и инфекционного излучения в больших дозах на неподготовленный, незакаленный организм может вызвать снижение его защитных сил.

   Закаливание  солнечными лучами детей следует  начинать только после предварительной  подготовки в виде закаливания  воздушными ваннами и водными  процедурами.

      Закаливание солнечными лучами в средней полосе нашей страны, в летний сезон, следует проводить от 10 до 12 часов дня, а на юге – от 8 до 11 часов через 11/2  часа после еды.

   Первая  солнечная ванна должна быть  не более 5 – 6 минут. После  образования загара, который является естественной защитой от влияния солнечных лучей, длительность непрерывного пребывания под солнцем может  быть доведена до 2 – 3 часов. При правильно дозированной солнечной ванне не наблюдается сильного утомления. Нормальная местная реакция кожи в ответ на облучение проявляется в легком покраснении, исчезающем к концу дня. Накопление пигмента в коже (загар) происходит постепенно и неощутимо для организма.

   Говорить  о противопоказаниях к закаливанию  принципиально неверно, ибо не  может быть противопоказаний для оздоровления, улучшения физического развития и предупреждения заболеваний.

   Но методы  и средства закаливания должны  подбираться индивидуально в  зависимости от возраста и  состояния здоровья  человека.

                                                                            Учитель физкультуры МОУ СОШ № 12 Гулян Н. Н.

   Работа на тему:

Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы

2006

Содержание 

Введение 2

1. Гигиена физической  культуры - предмет, задачи и методы 4

2. Основы гигиены физической культуры 5

2.1. Личная гигиена  6

2.2. Рациональное  питание 8

2.3. Закаливание  11

3. Гигиенические  основы физической культуры и  спорта на производстве 12

Заключение 16

Литература 18

Введение 

В определении  стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда  утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Волынская  Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

А для этого  он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело  реализовывать свои потребности  и знания в практической деятельности в процессе самосовершен ствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Основными задачами современной гигиены являются научная  разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Знание гигиены  необходимо для правильного решения  вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным  влияниям окружающей среды.

Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

1. Гигиена физической  культуры - предмет, задачи и методы 

Гигиена (hygieinos) - область медицинской науки о  сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных  мероприятий. Она изучает влияние  условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

На организм человека могут воздействовать различные  факторы внешней среды: Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

§ Химические - химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

§ Физические - температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

§ Биологические - микроорганизмы, гельминты, грибы.

§ Социальные факторы - характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

В зависимости  от решаемых задач гигиеническая  наука использует разнообразные  методы. Они используются для гигиенической  оценки факторов окружающей среды. К  ним относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы.

Методы санитарного  описания и обследования позволяют  выявить общее состояние отдельных  групп или населённых пунктов. При  этом привлекаются статистические и  демографические показатели в исследуемом районе и делаются общие выводы о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на него.

Для определения  количественных характеристик среды, и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования.

Для изучения влияния  окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости  от предмета изучения гигиеническая  наука подразделяется на: Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

§ Гигиену окружающей среды 

§ Гигиену питания  и здоровья

§ Гигиену труда 

§ Социальную гигиену.

2. Основы гигиены  физической культуры 

Гигиена - наука  о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.

Молодые специалисты, окончившие Вузы, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учебе, на производстве, при организации различных мероприятий по массовой физической культуре и спорту в условиях профессиональной деятельности.

Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма  занимающихся физической культурой  и спортом с внешней средой. Цель такого изучения - разработка гигиенических  нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

2.1. Личная гигиена 

Личная гигиена  включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.

Рациональный  суточный режим создает оптимальные  условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим  должен основываться на законах о  биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Основные правила  организации суточного режима: подъем в одно и то же время; Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

Выполнение УГГ  и закаливающих процедур;

Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз  в день (лучше 4 - 5 раз в день);

Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам  в одно и тоже время;

Не реже 3 - 5 раза в неделю по 1,5 - 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;

Выполнение в  паузах учебной деятельности (3 - 5 мин) и физических упражнений;

Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 - 2 ч);

Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.

Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -

Необходимо, чтобы  и теплозащитные и водоупорные  свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям  отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания

2.2. Рациональное  питание 

Рациональное  питание, построенное на научных  основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

Информация о работе Личная и общественная гигиена