Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, доклад
Соблюдение правил личной и общественной гигиены является частью физической культуры. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Такой взгляд на физическую культуру остается актуальным и сегодня.
Солнечные
ванны в физиологическом
Облучение
ультрафиолетовыми лучами не
сопровождается немедленным
Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении общего состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Одновременно повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей. Действие солнечного света, его ультрафиолетового, видимого и инфекционного излучения в больших дозах на неподготовленный, незакаленный организм может вызвать снижение его защитных сил.
Закаливание
солнечными лучами детей
Закаливание солнечными лучами в средней полосе нашей страны, в летний сезон, следует проводить от 10 до 12 часов дня, а на юге – от 8 до 11 часов через 11/2 часа после еды.
Первая солнечная ванна должна быть не более 5 – 6 минут. После образования загара, который является естественной защитой от влияния солнечных лучей, длительность непрерывного пребывания под солнцем может быть доведена до 2 – 3 часов. При правильно дозированной солнечной ванне не наблюдается сильного утомления. Нормальная местная реакция кожи в ответ на облучение проявляется в легком покраснении, исчезающем к концу дня. Накопление пигмента в коже (загар) происходит постепенно и неощутимо для организма.
Говорить
о противопоказаниях к
Но методы и средства закаливания должны подбираться индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья человека.
Работа на тему:
Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы
2006
Содержание
Введение 2
1. Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы 4
2. Основы гигиены физической культуры 5
2.1. Личная гигиена 6
2.2. Рациональное питание 8
2.3. Закаливание 11
3. Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве 12
Заключение 16
Литература 18
Введение
В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989.
Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.
А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершен ствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.
1. Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы
Гигиена (hygieinos) - область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.
На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды: Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.
§ Химические - химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.
§ Физические - температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.
§ Биологические - микроорганизмы, гельминты, грибы.
§ Социальные факторы - характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.
В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы.
Методы санитарного
описания и обследования позволяют
выявить общее состояние
Для определения количественных характеристик среды, и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования.
Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.
Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на: Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.
§ Гигиену окружающей среды
§ Гигиену питания и здоровья
§ Гигиену труда
§ Социальную гигиену.
2. Основы гигиены физической культуры
Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.
Молодые специалисты, окончившие Вузы, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учебе, на производстве, при организации различных мероприятий по массовой физической культуре и спорту в условиях профессиональной деятельности.
Одной из профильных
гигиенических дисциплин
2.1. Личная гигиена
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.
Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время; Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -
Выполнение УГГ и закаливающих процедур;
Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 - 5 раз в день);
Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;
Не реже 3 - 5 раза в неделю по 1,5 - 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;
Выполнение в паузах учебной деятельности (3 - 5 мин) и физических упражнений;
Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 - 2 ч);
Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. -
Гигиена одежды
и обуви. Спортивная одежда должна отвечать
требованиям, предъявляемым спецификой
занятий и правилами
Как правило, спортивная
одежда изготавливается из эластичных
тканей с высокой
Необходимо, чтобы
и теплозащитные и водоупорные
свойства соответствовали погодным
условиям. Лучше всего этим требованиям
отвечает обувь из натуральной кожи,
имеющая малую
2.2. Рациональное питание
Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.