Лечебная физкультура как система оздоровления организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Объект работы – система оздоровления.
Предмет работа – лечебная физкультура как способ оздоровления организама
Цель работы изучить основы лечебной физкультуры
Для достижения цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
определить принципы оздоровительной системы;
изучить основы лечебной физкультуры;
разработать комплексы лечебной физкультуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие «оздоровительная система»…………………………………… 4
2. Лечебная физкультура как система оздоровления……………………… 6
2.1. Понятие и принципы лечебной физкультуры………………………….. 6
2.2. Воздействие ЛФК на организм человека. Средства, формы и
методики ЛФК………………………………………………………………..

9
2.3. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК……………………… 11
3. Комплексы общеразвивающих упражнений ЛФК……………………. 14
Заключение…………………………………………………………………… 18
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Лечебная физкультура.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая  гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму.

     В лечебной гимнастике различают три  основные группы физических упражнений: гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения (Ходьба, Бег оздоровительный, Лыжи, гребля, Плавание и др.), спортивные и другие подвижные игры. Гимнастические упражнения составляют основу процедур лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики. Спортивно-прикладные упражнения, как и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики.

     Большое значение при занятиях ЛФК придают дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. При заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза вдоха) и повышают (фаза выдоха) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению дренирования бронхов.

     Лечебное  действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного пресса. При переломах трубчатых костей и гипотрофии мышц различного происхождения в качестве специальных упражнений, направленных на восстановление силы мышц, часто применяют статические упражнения в изометрическом режиме работы мышц.

     Гимнастические  упражнения нередко проводят в музыкальном  сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно усиливать тонизирующее влияние упражнений или оказывать успокаивающее действие на нервную систему.

     Физические  упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с  температурой воды 25—27° применяют  при лечении болезней системы  кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений  опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34—36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной ригидности при спастических параличах и парезах.

     Из  других форм ЛФК наиболее доступна дозированная ходьба, оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного расстояния и темпа. Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн. Спортивные игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста, обычно облегчая условия игры.

     Таким образом, ЛФК направлена не только на развитие двигательных навыков, но и на нервно-психическое состояние человека, оказывает благоприятное воздействие на все системы жизнедеятельности человека. Различие форм ЛФК позволяют человеку выбрать наиболее подходящую и привлекательную для него, так например оздоровительный туризм, являющийся одной из форм ЛФК, может быть доступен и интересен для практически любого человека, при этом он задействует в оздоровлении практически все органы чувств человека, используя естественные природные факторы. ЛФК включается в оздоровительные программы всех санаториев. 

     2.3. Показания и противопоказания  к занятиям ЛФК 

       ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее и  общеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

     Лечебную  физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушением чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде у нейрохирургических больных. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц, коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

     Лечебная  физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов  в матке и придатках, опущении матки.

     Общими  противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественных новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных психических реакциях на процедуру.

     Таким образом, ЛФК является комплексом упражнений,  направленым на общее оздоровление всех систем организма. Противопоказаний ЛФК практически не имеет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Комплексы общеразвивающих  упражнений ЛФК 

     Лечебная  физкультура в целях поддержания  зрения включает общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры.

     Комплекс  общеразвивающих упражнений для  индивидуальных занятий.

     1. Лежа на спине, руки в стороны,  в правой руке теннисный мяч.  Руки соединить впереди, переложить  мяч в левую руку. Вернуться  в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

     2. Лежа на спине, руки вдоль  туловища, в правой руке мяч.  Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч  в другую руку. То же повторить  другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

     3. Лежа на спине, руки вперед  — в стороны. Выполнять окрестные  движения прямыми руками в  течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

     4. Лежа на спине, руки вперед  — в стороны. Махи одной  ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

     5. Лежа на спине, в поднятых  вперед руках держать волейбольный  мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — выдох.

     6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения  руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.

     7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

     8. Сидя на полу, упор руками сзади,  прямые ноги слегка под­няты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

     9. Сидя на полу, упор руками сзади,  прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

     10. Сидя на полу, упор руками сзади.  Мах правой ногой вверх —  влево, вернуть в исходное положение.  То же левой ногой вверх  — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

     11. Сидя на полу, упор руками сзади.  Правую ногу отвести вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

     12. Сидя на полу, упор руками сзади,  прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения  ногой в одном и другом направлении.  Повторить 10—15 с каждой ногой. Смотреть на мысок.

     13. Сидя на полу, упор руками сзади,  но подняты обе ноги. Выполнять  круговые движения в одном  и другом направлении 10—15 с.  Смотреть на мыски.

     14. Стоя, держать гимнастическую палку  внизу. Поднять палку вверх,  прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

     15. Стоя, держать гимнастическую палку  внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

     16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

     17. Стоя, держать гантели впереди.  Одну руку поднимать, другую  — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

     18. Стоя, гантели в опущенных руках.  Поднять гантели вверх, затем  опустить. Смотреть сначала на  правую гантель,  затем на левую.  Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

     19. Стоя, в вытянутой руке обруч.  Вращать обруч в одну, затем  в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять од­ной и другой рукой.

     20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

     21. Стоя, смотреть только вперед  на какой-либо предмет. Голову  поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

     Комплекс  коллективных общеукрепляющих упражнени1

     1. Передача мяча от груди к  партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить 12—15 раз.

     2. Передача мяча партнеру из-за  головы. Повторить 10—12 раз.

     3. Передача мяча партнеру одной  рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

     4. Подбросить мяч обеими руками  вверх и поймать. Повторить  7—8 раз.

     5. Подбросить мяч одной рукой  вверх, поймать другой. Повторить  7—8 раз.

     6. Ударить с силой мяч об пол,  дать ему подскочить и поймать  одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

     7. Броски теннисного мяча в стену  с расстояния 5—8 м. Повторить  по б—8 раз каждой рукой.

     8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой  рукой.

     9. Бросить теннисный мяч с таким  расчетом, чтобы он отскочил от  пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

     10. Броски мяча в баскетбольное  кольцо двумя и одной рукой  с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

     11. Верхняя передача партнеру волейбольного  мяча. Выполнять в течение 5—7 мин.

     12. Нижняя передача волейбольного  мяча партнеру. Выполнять в течение 5—7 мин.

     13. Подача волейбольного мяча через  сетку (прямая нижняя, боковая  нижняя). Повторить 10—12 раз.

     14. Игра в бадминтон через сетку  и без нее — 15—20 мин.

     15. Игра в настольный теннис — 20—25 мин.

     16. Игра в большой теннис у  стенки и через сетку — 15-20 мин.

Информация о работе Лечебная физкультура как система оздоровления организма