Лечебная физкультура и массаж при бронхиальной астме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Лечебная физкультура - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса.

Работа содержит 1 файл

ЛФК и массаж при бронхиальной астме.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Исходное  положение больного: сидя на стуле  и стоя.

     Средства  ЛФК: физические упражнения (аналогично первому режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника. Используются гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиальных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускулатуру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

     Свободный режим. Задачи средств ЛФК:

  • восстановление функции внешнего дыхания;

     дальнейшая  адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке;

     • подготовка больного к бытовым и  профессиональным нагрузкам.

     Исходное  положение больного: сидя, стоя, свободное  передвижение.

     Средства  ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Физические нагрузки — средней интенсивности.

     Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов/мин, велотренировки, тредмил, трудотерапию.

     Известно, что частота и тип дыхания меняются в зависимости от положения больного. Так, в горизонтальном положении (лежа на спине) объем грудной клетки соответствует фазе вдоха, Диафрагма приподнята, функция брюшных мышц ограничена, выдох затруднен. В положении лежа на животе, преобладает движение ребер нижней половины грудной клетки.

     В исходном положении лежа на боку, блокируются  движения грудной клетки на опорной стороне, противоположная сторона двигается свободно. Вертикальное положение (стоя) - лучшая позиция для выполнения дыхательных упражнений, так как грудная клетка и позвоночник могут свободно двигаться во всех направлениях. В положении сидя преобладает нижнебоковое и нижнезаднее дыхание, а брюшное дыхание затруднено; сидя с прогнутой спиной - верхнегрудное и брюшное дыхание несколько облегчаются.

     При бронхиальной астме  ухудшается кровоснабжение легких и бронхов, малая экскурсия  грудной клетки, поверхностное дыхание, снижение силы дыхательной мускулатуры способствуют венозному и лимфатическому застою, нарушает отхождение мокроты. Кроме того, застойные явления приводят к возникновению гипостатической пневмонии.

     Применение  физических упражнений при бронхиальной астме, направлено на нормализацию крово и лимфообращения и тем самым на ликвидацию застойных явлений в легких.

     Систематическое и раннее применение лечебной гимнастики способствует нормализации частоты  и глубины дыхания, улучшению  выделения мокроты, дренажной функции, ликвидации застойных явлений и др.

     Эффективность применения лечебной гимнастики у больных  зависит от интенсивности (дозировки) выполняемых упражнений, соотношения дыхательных и обще развивающих упражнений, исходного положения больного, а также возраста, пола, течения заболевания и функционального состояния больного.

     При бронхиальной астме нецелесообразны  ни гипервентиляция (увеличение леочной вентиляции), ни гиповентиляция (уменьшение легочной вентиляции, задержка дыхания).

     При выполнении лечебной физкультуры глубина дыхания должна быть адекватной состоянию здоровья больного, течению заболевания, возрасту и функциональному состоянию организма.

     Активизация дыхания со сменой исходного положения улучшает дренажную функцию бронхов и увеличивает глубину дыхания. ЛФК способствует восстановлению подвижности ребер, улучшению вентиляции легких за счет усиления микро циркуляции в легочных капиллярах, облегчает работу сердца, укрепляет дыхательную мускулатуру и т.д.

     Задачами  лечебной гимнастики является снятие спазма бронхов и бронхиол, нормализация акта дыхания, ликвидация гипоксемии и гипоксии тканей. Лечебная гимнастика проводится в межприступном периоде. В комплекс включают обще развивающие, дыхательные упражнения и упражнение на расслабление в и.п. сидя, стоя и лежа (с приподнятым изголовьем кушетки). Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдохе (удлиненный выдох), а также дыхательные упражнения - произнесение гласных и согласных звуков и  рекомендуют надувать игрушки.

     Метод проведения занятий - мало - групповой или индивидуальный. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Темп выполнения - медленный и средний. Количество повторений  4 - 6. Продолжительность занятий 15 - 20 мин. В течение дня упражнения необходимо повторять 3 - 6 раз. Длительная систематическая тренировка должна способствовать формированию нового дыхательного стереотипа, восстановлению ритма и биомеханики дыхания .

     Противопоказания: сердечно-сосудистая недостаточность I - III ступени, легочно-сердечная недостаточность III ступни.

     В периоде между приступами используют простые обще развивающие упражнения. Диафрагмальное дыхание с расслаблением и легкой его задержкой, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, звуковую дыхательную гимнастику с произношением гласных и согласных звуков, с постепенным удлинением времени их произношения (с 5 - 7 до 30 - 40 секунд) и задержкой дыхания на выдохе (1 - 5 секунд), нижнегрудное двустороннее локализованное дыхание, дыхательные упражнения, направленные на восстановление ритмического дыхания (1,2 - вдох; 1, 2, 3,4 - выдох; 1, 2 - пауза).

     Звуковая  гимнастика

     Звуковая  гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом.

     При произнесении звуков вибрация голосовых  складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы.

     Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхоспазмом: бронхиальная астма и астматический бронхит .

     Сила  вибрации зависит от силы воздушной  струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.

     1. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возни каст и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

     2. Среднее по силе напряжение  развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.

     3. Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л, р.

     Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:

  • жужжащие: ж, з;
  • свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;
  • рычащий: р.

     Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего – диафрагмы .

     Выполняя  упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1 - 2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2 - 4 секунды), снова пауза (4 - 6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха.

     Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики, поэтому к освоению звуковых упражнений желательно приступать под руководством методиста ЛФК .

     При бронхиальной астме жужжащие, шипящие и рычащий звуки произносятся громко, энергично, «возбуждающе».

     До  и после каждого звукового  упражнения производят «очистительный выдох» пфф (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинают занятие. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение  - «закрытый стон» ммм, который выполняют сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз. В дальнейшем на каждом занятии вводятся два новых упражнения .

     Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5 - 2 часа после еды; одежда (не синтетическая) не должна стеснять движений .

     Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений. Так, при бронхиальной астме первые 5 - 6 занятий продолжаются 5 - 6 минут и проводятся 1 - 2 раза в день, в дальнейшем продолжительность занятия увеличивается, но не должна превышать 25 - 30 минут. Количество занятий – 2 - 3 раза в день. 

     Примерный комплекс ЛФК проводимый в межприступном периоде при бронхиальной астме. 

     
  1. ИП: сидя, плотно прижавшись к спинке стула. Сделать спокойный естественный вдох, затем обычный выдох через нос, после чего зажать нос и не дышать сколько возможно. Повторить 3-6 раз.
  2. ИП: сидя, на краю стула. Покашлять, фиксируя руками различные отделы грудной клетки (верхние, средние, нижние). При наличии мокроты - откашлять ее. Повторить 2-3 раза.
  3. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула. Диафрагмальное дыхание, 4-5 вдохов и выдохов.
  4. ИП: сидя, плотно прижавшись к спинке стула. На выдохе произносить звуки «а», «о», «и», «у», на следующих занятиях выполнять другие упражнения звуковой гимнастики.
  5. ИП: сидя на краю стула. Поднять плечи (вдох), «уронить» их (выдох). Сделать паузу и расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  6. ИП: то же. Перекатываться с пяток на носки и обратно до появления чувства усталости. Темп средний, движения активные.
  7. ИП: то же. Руки развести в стороны (вдох), подтянуть согнутую в колене ногу (обхватив ее руками) к грудной клетке (выдох). Сделать паузу, откашляться. Если мокроты нет, сделать удлиненный выдох. Повторить 2 - 4 раза.
  8. ИП: «облегченное положение». Диафрагмальное дыхание: на счет 1,2 - вдох, 3, 4, 5 - выдох, б, 7 - пауза. Повторить 4 - 6 раз.
  9. ИП: сидя на краю стула, кисти подняты к плечам. Повороты туловища вправо и влево с паузами между движениями. Выполнять до появления чувства усталости. Дыхание произвольное.
  10. ИП: сидя на краю стула. Скользящим движением поднять руки вверх к подмышечным впадинам (вдох), наклониться вперед, скользящим движением опустить руки вниз к стопам (выдох). Сделать паузу и расслабиться. Повторить 4 - 6 раз.
  11. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула, ноги свободно вытянуты вперед. Диафрагмальное дыхание, 4 - 6 вдохов и выдохов.
  12. ИП: сидя на краю стула. Поднять кисти к плечам, хорошо прогнуться (вдох), наклониться вправо, потянуться правой рукой к полу (выдох). Сделать паузу, расслабиться и выполнить в левую сторону. Повторить 3-5 раз.
  13. ИП: то же. «Бокс»: руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Прогнуться (вдох); резко, с напряжением разогнуть правую руку с поворотом туловища влево (выдох). Сделать паузу, расслабиться. Выполнить то же левой рукой. Повторить 3 - 5 раз.
  14. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула. Диафрагмальное дыхание, 4 -5 вдохов и выдохов. Выдох в 3 раза дольше вдоха, затем пауза, равная по длитель ности вдоху (соотношение фаз дыхания 1:3: 1).
  15. ИП: сидя, руки опираются сбоку и сзади на сиденье стула, ноги выпрямлены. Выполнять упражнение «велосипед» на удлиненном выдохе до утомления мышц брюшного пресса. Сделать паузу и расслабиться.
  16. ИП: сидя прямо. Подсчитать частоту пульса за 15 или 30 секунд.
  17. ИП: сидя прямо, ладони на нижних отделах грудной клетки. Слегка наклониться вперед на выдохе, сжимая руками грудную клетку. Повторить 3 - 5 раз.
  18. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула. Закрыть глаза и, «обратив взгляд внутрь», полностьюрасслабиться. Полное или Диафрагмальное дыхание, 3 - 6 вдохов и выдохов.
  19. ИП: сидя на краю стула. «Ходьба сидя»: сделать вдох; на выдохе имитировать ногами ходьбу в течение 30 - 45 секунд.
  20. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула. Согнуть руки и сжать пальцы в кулаки (вдох), разогнуть руки (выдох). Сделать паузу, расслабиться. Повторить 4 - 6 раз.
  21. ИП: сидя на краю стула, ноги согнуты. С напряжением поднять пятки (вдох), опустить (выдох). Сделать паузу; расслабиться, закрыв глаза и произносяпро себя: «Мои ноги тяжелые...» Выполнять до появ 
    ления легкого утомления.
  22. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула. Полностью расслабиться. Спокойное плавное дыхание, без задержек и пауз, 4 - 6 вдохов и выдохов.
 

     Использование массажа при бронхиальной астме 

     Задачи  массажа:

  1. Улучшение функционального состояния дыхательной мускулатуры за счет увеличения подвижности ребер.
  2. Улучшение обменно-трофических процессов в легких.

     Рекомендуется массаж назначать в межприступном периоде для того, чтобы нормализовать дыхание, предупредить эмфизематозные изменения, произвести общеукрепляющее действие [6].

     Рефлекторные  изменения после сегментарного  массажа наблюдаются в основном в максимальных точках. Эффективность массажа зависит от причины появления данного заболевания: аллергии, психической травмы и т. д. Проведение массажа купирует приступы, снижает их частоту и тяжесть. У больных облегчается дыхание, активизируется работа диафрагмы [4].

     При выполнении массажа больной принимает положение сидя, расслабляет мышцы. Массажисту следует стоять или сидеть за его спиной.

     Сначала в течение 2-3 минут приемами поглаживания и легкого растирания проводится массаж лица, спины, задней поверхности шеи, передней и боковой части грудной клетки.

     Процедура проведения массажа лица при бронхиальной астме (по Толкачеву Б.С.) представлена в приложение 3.

     После этого 8—10 минут выборочно проводится воздействие на мышцы спины, заднюю поверхность шеи, межреберье, надлопаточную область [5].

     При заболевании бронхиальной астмой положительный результат также достигается проведением дыхательного массажа.

     Методика  проведения дыхательного массажа:

     Все пальцы массажиста, кроме большого, разведены и расположены на межреберье. В то время, когда больной пытается через рот при сжатых губах сделать по команде или произвольно выдох, массажистом производятся 5-6 толчкообразных движений от позвоночного столба к грудине, с постепенным усилением давления [11].

     Затем кисти массажиста располагаются  на передней брюшной стенке, где во время выдоха больного проводятся толчкообразные движения вверх. Дыхательный массаж выполняется по 3-4 раза.

     В завершение процедуры делаются:

     а) поглаживание спины, грудной клетки примерно 3-5 минут;

Информация о работе Лечебная физкультура и массаж при бронхиальной астме