Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей проведения лечебной физической культуры для детей с заболеваниями кожи.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить основную литературу по теме;
2. Определить этиологию и патогенез заболеваний;
3.Охарактеризовать клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений при заболеваниях кожи;
4. Раскрыть основные особенности методики лечебной физической культуры при заболеваниях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. клинико-физиологическая характеристика заболеваний КОЖИ………………………………………………………4
1.1.Этиология кожных заболеваний…………………………….……………....4
1.2. Патогенез кожных заболеваний…………………………………………….5
1.3. Клинические проявления и диагностика заболеваний кожи………..…..8
1.4.Методы комплексного лечения и профилактика заболеваний кожи………………………………………………………………..…………....10
ГЛАВА 2. ЛФК в комплексном лечении заболеваний....14
2.1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений при заболеваниях кожи……………………………14
2.2. Задачи и основы методики ЛФК при заболеваниях кожи………….…15
2.3. Особенности методики ЛФК при заболеваниях кожи………………….18
2.4. Массаж при кожных заболеваниях………………………………………22
2.5. Учет эффективности ЛФК при заболеваниях кожи…..….……………..24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…..…27
ПРИЛОЖЕНИE……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей курсовой работы являлось изучение особенностей проведения лечебной физической культуры для детей с заболеваниями кожи. Мною была изучена основная литература по вышеназванной проблеме, раскрыты основные понятия проблемы заболевания кожи, определены этиология и патогенез этих заболеваний, раскрыты основные особенности методики лечебной физической культуры при заболеваниях кожи. Проблема эта крайне актуальна ввиду того, что в силу множества разнообразных причин на сегодняшний день здоровье детей оставляет желать лучшего. Дети могут рождаться с определенными заболеваниями кожи или, в силу некоторых причин, приобретать эти заболевания, а ведь кожа очень важная анатомо-физиологическая часть целостного организма, являющаяся органом, выполняющим ряд важных физиологических функций. Она защищает организм от различных вредных воздействий внешней среды, участвует в процессе терморегуляции и в регуляции общего обмена веществ в организме. И зачастую сугубо препаратного лечения недостаточно, появляется необходимость комплексного лечения, неотъемлемой частью которого является лечебная физическая культура и массаж. Лечебная физическая культура оказывает положительное общее воздействие на организм ребенка, способствует нормализации обменных процессов, гормонального и психоэмоционального статуса и является неотъемлемой частью комплексного лечения кожных заболеваний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. – М., 1991. – 78 с.
2. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисловие. Дубровский В.И. Под ред. В.Н. Мошкова. – М.: Флинта, Retorika-A, 1999. – 216 с.
3. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – Москва «Советский спорт», 2001. – 273 с.
4. Большая медицинская энциклопедия, М.: 1995. – 792 с.
5. Васичкин В.И. Справочник по массажу. – Л.: Медицина, 1991. – 192 с.
6. Вербов А.Ф. Лечебный массаж. – М.: Селена, 1996. – 288 с.
7. Девятова М.В. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций СПбГА им. П.Ф. Лесгафта, 2003, 111 с.
8. Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 428 с.
9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд. Дубровский В.И.. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
10. Дубровский В.И. Спортивный массаж. – М.: Изд-во «Шаг», 1994. – 448 с.
11. Епифанов В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник. – М.: Медицина, 1990. – 368 с.
12. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. М.: Медицина, 1999. – 304 с.
13. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. Под ред. проф. А.Ф. Каптелина и к.м.н. И.П.Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 400 с.
14. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Под ред. проф. Г.Л. Апанасенко. – М.: Медицина, 1990. – 368 с.
15. Хутиев Т.В. и др. Управление физическим состоянием организма (тренирующая терапия). – М.: Медицина, 1991. – 256 с.
16. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультурой. Л.: Медицина, 1983. – 360 с.
17. Энциклопедия здоровья. В 4-томах. Т. 3./Гл. ред, В.И. Покровский. – М.:ИПО «Автор», 1992. – 578 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
По материалам Н.А. Белой «Лечебная физкультура и массаж»
Примерные комплексы массажа и физических упражнений для детей в возрасте от 1,5 мес. до 1 года с заболеваниями кожи
В возрасте от 1,5 до 3 месяцев повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и др.).
Массаж рук. ИП – на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу (6-8 раз).
Массаж живота. ИП – на спине. Поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (5-6 раз).
Массаж ног. ИП – на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ноги ребенка за стопы, производят ладонью, другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра (4-6 раз).
Массаж спины. Применяют ребенку с 2-месячного возраста. ИП – на животе, ногами к краю стола. Поглаживание: производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз).
Массаж стоп. ИП – на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), а затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание стопы: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз).
9. ИП – стоя друг за другом. Ходьба по ребристой доске (1 мин).
В возрасте от 3 до 6 лет групповые занятия физкультурой, а это основная форма физического воспитания, проводят 3 раза в неделю по 25-35 мин. Занятие строится так же, как в лечебной гимнастике, и состоит из трех разделов: вводного (подготовительного), основного и заключительного. За год каждая возрастная группа осваивает 10-15 новых игр. Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому следует создавать условия для ее осуществления на площадках с гимнастическим инвентарем, игрушками.
Массаж и лечебная гимнастика при заболеваниях кожи
При заболеваниях кожи значительно нарушается обмен веществ. В этиологии заболеваний кожи ведущую роль играет полигиповитаминоз, с преимущественным недостатком витамина D. Дефицит витамина D приводит к различным нарушениям фосфорно-кальциевого, углеводного, белкового и минерального обмена. Клинически кожные заболевания проявляется беспокойством, нарушением сна, плохим аппетитом, потливостью головки; мышцы становятся дряблыми, , что приводит к нарушению некоторых функции организма. Лечебная физкультура применяется как обязательный элемент комплексного лечения, включающего диетическое питание, необходимые дозы витамина D, физиотерапию.
Массаж и гимнастика благоприятно влияют на функциональное состояние ЦНС, приостанавливают развитие деформации костной системы. Особенно велика роль массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, способствует большему накоплению в ней витамина D.
Известно, что образование витамина D происходит в коже, поэтому при кожных заболеваниях целесообразно назначать детям общий массаж в любом возрасте.
Массаж и лечебную гимнастику при заболеваниях кожи проводят
только в положении ребенка лежа и используют в соответствии с возрастом наиболее простые рефлекторные, пассивные и активные упражнения, повторяя каждое упражнение 3-6 раз. Проводят массаж и лечебную гимнастику осторожно, так как кости при этом заболевании подвержены переломам. Необходимо избегать упражнений, которые могут способствовать искривлению костей или растяжению связочного аппарата. Применяют все приемы массажа и избирательно воздействуют на мышцы живота, спины, разгибатели ног. Продолжительность массажа совместно с гимнастикой – от 10-12 мин в начале заболевания до 20-30 мин.
Массаж при заболеваниях кожи
Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола.
Массаж пальцев ног. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание (4-6 раз), затем растирание (2-3 раза).
Массаж стоп. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), после этого растирают (2-3 раза).
Затем поглаживают, растирают и поколачивают подошвенную поверхность стоп. Каждый из приемов повторяют 2-3 раза.
Массаж бедер и голеней. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз):
а) растирание. Ладонью производят мелкие растирания по передней, боковой и задней сторонам голени и бедра (см. рис. 17, а) (2-3 раза);
Массаж рук. ИП – на боку, ногами к краю стола. Поглаживание и растирание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание в направлении от кисти к плечу (3-4 раза), затем растирание (2-3 раза).
Массаж живота. ИП – на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) (5-6 раз);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (2-3 раза).
5. Массаж спины и ягодиц. ИП – на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят двумя пальцами рук – указательным и средним или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз);
б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (4-6 раз);
в) разминание: производят концами II-V пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом (2-3 раза);
г) вибрация: похлопывают ягодицы (2-3 раза).
Примерный комплекс физических упражнений при заболеваниях кожи
1. Пассивное упражнение – отведение плеч назад и сведение лопаток. ИП – на животе, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает ребенка за руки, согнутые в локтевых суставах, и отводит руки малыша назад до сведения лопаток (2-3 раза).
2. Пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. ИП – на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка, сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах (2-3 раза).
3. Пассивное упражнение – попеременное сгибание и разгибание рук. ИП – на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую (6-8 раз).
4. Активное упражнение (с помощью взрослого) – ползание. ИП – на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку.
Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед (4-6 раз).
5. Пассивное упражнение – скрещивание рук на груди. ИП – на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (4-6 раз).
6. Рефлекторное упражнение – разгибание позвоночника и ног – «парение» (рефлекс положения). ИП — на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони под живот или грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание позвоночника и тазобедренных суставов при отклонении головы назад (1-2 раза).
7. Активное упражнение (с помощью взрослого) – вставание на ноги.
ИП – на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят его прямые руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть, затем встать на ноги (1-2 раза).
8. Активное упражнение (с помощью взрослого) – поднимание игрушки. ИП – ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому.
У ног ребенка кладут игрушку, удобную для захватывания. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Словами «возьми, возьми» побуждают ребенка наклониться и взять игрушку (2-3 раза).
9. Пассивное упражнение – круговые движения ног в тазобедренных суставах. ИП – на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).
10. Активное упражнение – поднимание прямых ног. ИП — на спине, ноги к краю стола. На высоте прямых ног ребенка взрослый держит палочку и побуждает его словами «выше, выше» дотянуться до нее ногами (2-3 раза).
16