Лечебная физическая культура в комплексном лечении детей с заболеваниями кожи (нейродермит, псориаз)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение особенностей проведения лечебной физической культуры для детей с заболеваниями кожи.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить основную литературу по теме;
2. Определить этиологию и патогенез заболеваний;
3.Охарактеризовать клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений при заболеваниях кожи;
4. Раскрыть основные особенности методики лечебной физической культуры при заболеваниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. клинико-физиологическая характеристика заболеваний КОЖИ………………………………………………………4
1.1.Этиология кожных заболеваний…………………………….……………....4
1.2. Патогенез кожных заболеваний…………………………………………….5
1.3. Клинические проявления и диагностика заболеваний кожи………..…..8
1.4.Методы комплексного лечения и профилактика заболеваний кожи………………………………………………………………..…………....10
ГЛАВА 2. ЛФК в комплексном лечении заболеваний....14
2.1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений при заболеваниях кожи……………………………14
2.2. Задачи и основы методики ЛФК при заболеваниях кожи………….…15
2.3. Особенности методики ЛФК при заболеваниях кожи………………….18
2.4. Массаж при кожных заболеваниях………………………………………22
2.5. Учет эффективности ЛФК при заболеваниях кожи…..….……………..24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…..…27
ПРИЛОЖЕНИE……………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая по ЛФК.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению ЛФК, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств [3]. Эти процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно, физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и биологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо-физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка.

ЛФК особенно показана в детском возрасте. Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность – непременное условие нормального формирования и развития детского организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечении почти всех детских болезней, в том числе и заболеваний кожи.

Назначает лечение врач, занятия проводятся инструкторами (методистами) лечебной физкультуры под руководством врачей-специалистов по лечебной физкультуре в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах или дома по рекомендованным комплексам лечебной гимнастики [14]. В случае заболевания нейродермитом и других заболеваний кожи лечебная физкультура помогает повысить тонус больного.

 

2.3 Особенности методики ЛФК  при заболеваниях кожи

Методика лечебной физической культуры представляет собой совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных задач. Лечебная физкультура в детском возрасте, включая сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на ребенка присущих ей средств, использует методику физического воспитания применительно к особенностям организма больного ребенка. Методика определяется прежде всего целями и задачами лечения: лишь после уточнения этих задач приступают к подбору средств, выбору оптимальной формы их применения, определению дозировки физической нагрузки и т.д. Методика применительно к задачам лечения детей при заболеваниях кожи определяет понятия, терминологию, характер связи лечебной физической культуры с другими медицинскими и педагогическими средствами, а также методы оценки эффективности. Теоретической основой методики физического воспитания являются общие дидактические положения, в то время как особенности методики лечебной физической культуры определяются спецификой средств, используемых в лечении, возрастом детей, клиникой заболевания [17].

Лечебная физическая культура и массаж оказывают разностороннее влияние на детский организм. Механизм воздействия – такой же, как у взрослых. Лечебная физическая культура – наиболее действенное и полезное лекарство при всех болезнях. К тому же, лечебная физическая культура предупреждает заболевание той или иной болезни. При выполнении упражнений входящих в понятие «лечебная физическая культура» достигается максимальный эффект «природного» выздоровления, т.е. при лечении мы используем возможности организма к самолечению, причем весьма эффективного. И это очень важно, т.к. это единственный способ не вызывающий побочных явлений (ни скрытых, ни явных – все мы знаем выражение относительно медикаментозных средств лечения – «Одно лечишь – другое калечишь»).

Итак, инструмент лечебной физической культуры – физические упражнения. Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Занятие лечебной физической культурой при нейродермите следует проводить ежедневно, а чтобы достичь наибольшего результата, то и несколько раз в день. Однако интенсивность упражнений не должна постепенно увеличиваться, как того требует лечебная физкультура, она должна носить строго постоянный характер, т.к. при нейродермите, повышенные нагрузки ухудшают состояние больного. Величина же нагрузки должна зависеть от характера упражнений, исходных положений, темпа и амплитуды движений, степени напряжении мышц и их величины, числа повторений и общего числа упражнений, плотности занятий и эмоционального уровня их проведения. Очень важно добавить к вышесказанному то, что при разработке комплекса упражнений необходимо так организовать их выполнение, чтобы места проявления заболевания обеспечивались наибольшим притоком крови. При подборе упражнений следует учитывать также координационные способности и уровень тренированности больного, способ выполнения движения.

В лечебной гимнастике различают четыре типа исходных положений:

   Изменяющие форму и величину опорной поверхности,

   Изолирующие воздействие упражнений,

   Изменяющие положение общего центра тяжести тела или центра тяжести отдельных его частей,

   Облегчающие выполнение упражнения.

Для больных нейродермитом наиболее актуальным является «изолирующие воздействие упражнений», так как изолирующие исходные положения применяются при необходимости усилить локальное воздействие физических упражнений, что как раз нам и необходимо, исходя из вышесказанного.

Эмоциональный уровень проведения занятий. Следует добиваться эмоциональной окраски занятия за счет разнообразия самих упражнений, смены исходных положений, использования различных предметов, игровых упражнений и игр. Вместе с тем следует учитывать, что слишком эмоциональные занятия могут привести к передозировке нагрузки и ухудшению состояния больных. Как уже было сказано, нейродермит развивается при расстройстве нервной системы, неврозах и других проявлениях нервных перегрузок. Слишком эмоциональная среда (или чрезмерная эмоциональность) больного приводит к отклонениям в стабильности нервной системы в ту или иную сторону, что создает благодатную почву для развития нейродермита.

Плотность занятия. Соответствие плотности занятия состоянию занимающихся обеспечивается соблюдением оптимальной длительности перерывов между отдельными упражнениями. В практике лечебной физкультуры при лечении описываемого заболевания используется малая плотность занятий – 50%.

Курс лечебной физической культуры принято делить на периоды, которые рекомендуется делить на 3 этапа. Вводный, основной, заключительный.

1 период: свободный (5-6 занятий).

Этот период хотя и непродолжительный, но очень важный, здесь выявляется индивидуальная реакция на различные упражнения. В этот период инструктор подробно объясняет, как следует правильно выполнять специальные упражнения, при этом он должен уделять особое внимание начальной постановке правильного дыхания.

В течении вводного периода разучивают физические упражнения, предназначенные для самостоятельных занятий дома.

2 период: основной, тренировочный (продолжительность до 50 занятий).

Этот период является самым продолжительным и основным для достижения терапевтического успеха. В этом периоде общая нарастающая тренировка организма сочетается со специальной тренировкой, для чего широко используются дыхательные упражнения. Продолжительность занятия постепенно доводится до 45 минут. Особое внимание надо обращать на систематичность занятий. Пропуски занятий должны считаться уважительными только в тех случаях, когда они связаны с состоянием здоровья. Занятия должны проводится под постоянным контролем врача.

3 период: заключительный (4-5 занятий).

В этом периоде завершается курс лечения и проводится подробный инструктаж детей и их родителей о применении физических упражнений в домашних условиях. Проводится разучивание рекомендованных комплексов физических упражнений, даются советы по режиму закаливания, использованию упражнений спортивного характера.

Как в основном (тренировочном) периоде, так и в других периодах курса лечебной гимнастики применяется большой арсенал разнообразных физических упражнений; эти упражнения должны подбираться с целью общего физического воздействия – общей дозированной тренировки организма, а также с целью направленного воздействия на пораженные органы.

Таким образом, лечебная физическая культура может использоваться в клинике заболеваний кожи в качестве одного из средств функционального, приводящего к улучшению компенсаторных возможностей кожи. Несомненна роль средств лечебной физической культуры в активизации защитных сил организма, адаптации к физическим нагрузкам в условиях вынужденной гиподинамии.

 

2.4 Массаж при кожных заболеваниях

Массаж для детей всех возрастов – эффективный метод лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста в сочетании с физическими упражнениями и закаливанием – неотъемлемая часть их физического воспитания. Массаж используется в комплексном лечении некоторых кожных заболеваний, на ряду с ЛФК и умеренными физическими нагрузками (бег, ходьба, лыжные прогулки, гребля, езда на велосипеде, плавание в морской воде и др.). Так например, в комплексном лечении нейродермита показаны массаж, лечебная гимнастика, лекарственная терапия, диета, гидротерапия, плавание, лыжные прогулки и др. Задачи массажа в этом случае: улучшить крово- и лимфоток в тканях, особенно в коже, ускорить метаболизм тканей, уменьшить зуд, нормализовать сон [3].

У ребенка, особенно грудного возраста и в первые годы жизни, поверхность кожи по отношению к массе тела значительно больше, чем у взрослых. Поэтому во время массажа в ЦНС направляется большой поток импульсов.

Методика массажа. Проводят сегментарно-рефлекторный массаж (оказывают рефлекторное воздействие на спинномозговые нервы), массируют конечности, живот, грудь. Если на коже есть царапины, искариации, то эти места при выполнении массажа обходят и проводят на них криомассаж (массаж льдом). Продолжительность массажа 5–15 мин. Курс 15–20 процедур. В год 3–4 курса. При выраженном зуде 2–3 раза в день делают массаж льдом, одну из процедур – перед сном[6].

В комплексном лечении псориаза используются ультрафиолетовое облучение, лечебную гимнастику, умеренные занятия физкультурой (лыжные прогулки, плавание в море и др.), витаминизация (А, С, группа В), диетотерапия, массаж и др. При распространенной форме псориаза и при обострении массаж не проводится.

Задачи массажа в этом случае: улучшение крово- и лимфотока, метаболизма в тканях (особенно в коже), нормализация сна, ликвидация (уменьшение) зуда.

Методика массажа. Вначале массируют спину (сегментарно-рефлекторные зоны), затем конечности, живот. Грудную клетку растирают и сдавливают на выдохе (активизация дыхания). При выполнении массажа выраженные псориатические бляшки обходят. Продолжительность массажа 10–15 мин. Курс 15–20 процедур. Массаж проводят только в период ремиссии [9].

Противопоказания к применению массажа в дерматологии: гнойничковые заболевания кожи; грибковые заболевания кожи; туберкулез кожи; дерматиты от воздействия высоких и низких температур, ультрафиолетовых лучей, ионизирующей радиации, химических факторов и др.; вирусные дерматиты; опухоли кожи [10].

 

 


2.5. Учет эффективности ЛФК  при заболеваниях кожи

Для оценки эффективности проводимого комплексного лечения и его коррекции применяются следующие виды контроля: этапный, текущий, экспресс-контроль.

Этапный контроль. Проводится при поступлении больного ребенка на лечение в отделение ЛФК и перед его выпиской. Он включает углубленное обследование больного и использование методов функциональной диагностики. Выбор методов обследования определяется характером патологии.

Текущий контроль. Проводится на всем протяжении лечения больного не реже одного раза в 7–10 дней с использованием простейших методов клинико-функционального обследования и функциональных проб.

Экспресс-контроль. Позволяет изучить реакции больного на физическую нагрузку во время занятия лечебной гимнастикой, плаванием и т.д. Объем исследований определяется в каждом случае реальными возможностями и задачами обследования. Он может проводиться по расширенной или ограниченной программе. В обоих случаях оцениваются такие показатели, как самочувствие больного, внешние признаки утомления, реакция пульса и АД. В расширенную программу включают функциональное обследование.

Основной учет эффективности лечебной физической культуры осуществляется в первую очередь врачами лечебной физической культуры, ординаторами, заведующими отделениями, главным врачом, а также методистами лечебной физической культуры.

Во всех случаях определения эффективности влияния лечебной физической культуры на организм больного человека методами учета должны являться: 1) клинические наблюдения и исследования; 2) антропометрические измерения; 3) функциональные методы исследования; 4) педагогические наблюдения [12].

 

ВЫВОДЫ

При заболеваниях кожи, таких как нейродермит и псориаз, необходимо обязательно посетить врача и тщательно соблюдать его рекомендации. Не менее важное значение имеют лечебные физические нагрузки и массаж. Лечебная физическая культура для детей имеет свою специфику и занятия разрабатываются с учетом возрастного периода учета ведущего вида деятельности и потребностей. Лечебная физическая культура может использоваться в клинике заболеваний кожи в качестве одного из средств функционального, приводящего к улучшению компенсаторных возможностей кожи. Несомненна роль средств лечебной физической культуры в активизации защитных сил организма, адаптации к физическим нагрузкам в условиях вынужденной гиподинамии. Лечебная физическая культура оказывает положительное общее воздействие на организм ребенка, способствует нормализации обменных процессов, гормонального и психоэмоционального статуса. Лечебная физическая культура и умеренные физические нагрузки показаны всем больным с хроническим течением заболевания вне стадии обострения.

Информация о работе Лечебная физическая культура в комплексном лечении детей с заболеваниями кожи (нейродермит, псориаз)