Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 22:42, контрольная работа
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....................3
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………....5
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………10
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………16
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ…...……………………………21
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ……..26
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ………………………………………………………………...30
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ………………………………………………………...31
ВЫВОД…………………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….35
Продолжительность
— 2—3 мин.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ
(для
учащихся 1—4-х классов)
«Найди себе пару»
Играет нечетное количество игроков, например 11. По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют различные упражнения на осанку. Со словами руководителя: «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, — два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.
Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:
Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).
«Космонавты»
В
центре зала мелом обозначают круг диаметром
2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии
2 м кладут обручи (цветные). Большой круг
— это
земля, а обручи — ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за
другом.
По команде ведущего они идут и
выполняют движения, формирующие осанку,
одновременно проговаривая речитатив:
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок
на планете; на какую захотим — на такую
полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим
места нет!» С последним словом игроки
разбегаются в разные стороны и занимают
попарно любую ракету. Встав в обруч лицом
к земле, дети поднимают его вверх, отводя
лопатки, и по команде «взлет!» приставными
шагами движутся по кругу, затем по команде
«посадка!» все останавливаются. Пока
космонавты совершают полет, опоздавшие
стоят в центре большого круга и машут
руками. Игра повторяется несколько раз.
В конце игры отмечаются дети, совершившие
больше полетов.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ
«Пройди — не ошибись»
Играющий
должен пройти по прямой 5—10 м вперед
до звукового сигнала, ставя пятку к носку
впереди стоящей ноги. По другому звуковому
сигналу пройти спиной назад, ставя носок
к пятке. Задание можно выполнять с закрытыми
глазами.
Для учащихся
4-го класса можно усложнить игру:
выполнить то же задание на гимнастической
скамейке, перешагивая через озву-. ченный
предмет, положенный на пути. При этом
необходимо обеспечить страховку.
«Елочка»
По сигналу
учителя дети бегут по залу, хлопая
в ладоши. Водящий, подавая звуковой
сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить».
Спастись от него можно, плотно прижавшись
к стене затылком, плечами, ягодицами.
Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы
расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял
неправильное положение или не добежал
до стены, может быть «осален». «Осаленный»
становится водящим, и игра повторяется.
Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении
правил игры.
Коррекция
и профилактика нарушений
зрения
Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же приводим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.
Для
улучшения аккомодационной
этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят два раза в день (Шкарлова С.И., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определенного цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу. Для контроля фиксируется время выполнения задания.
Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).
Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ
(Демирчоглян Г.Г., 1997)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Показания
и противопоказания
к физическим упражнениям
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит. В.П. Ермакова, 1990):
1-я группа — основная;
2-я группа — подготовительная;
3-я группа — специальная.
К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.
К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям.
Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения: резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (Гнеушева А.Н., 1990; Ермаков В.П., Якунин Г.А., 2000; Ростомашвили Л.Н., 1999, 2001).
В
старших классах в связи с
увеличением объема школьной программы,
дефицита свободного времени, снижением
двигательной
активности значение физической культуры возрастает. Тем не менее Э.С. Аветисов (1980) рекомендует некоторые ограничения для юношей с миопией от 3 до 6 D: исключить преодоление полосы препятствий, классическую борьбу, силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, заменив их подъемом по канату с помощью ног. Школьники старших классов с миопией более 6 D занимаются в специальных группах. Для школьников с осложненной миопией рекомендуются ограничения физической нагрузки, согласованные с врачом-офтальмологом.
Сопутствующие
заболевания детей с нарушенным
зрением также диктуют некоторые ограничения.
Например, при сколиозах противопоказаны
прыжки, кувырки, продолжительные висы,
поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии
чрезмерная физическая нагрузка может
вызвать повышение внутриглазного давления.
При эпилепсии избыточное увлечение физическими
упражнениями на дыхание, на повышенной
опоре (бревно, брусья и т. д.), спортивные
и подвижные игры высокой интенсивности
могут спровоцировать судорожный синдром,
а при нарушениях эмоционально-волевой
сферы детей вызвать их гиперактивность.
При пиелонефрите противопоказано переохлаждение
(занятия на улице в осенне-зимний период,
плавание в бассейне).
Информация о работе Лечебная физическая культура для детей при нарушении зрения