Лечебная физическая культура для детей при нарушении зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....................3

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………....5

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………10

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………16

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ…...……………………………21

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ……..26

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ………………………………………………………………...30

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ………………………………………………………...31

ВЫВОД…………………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

RКонтрольная работа по физкультуре 2.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

      Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности  

памяти  слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

      У детей с нарушением зрения увеличивается  роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

      Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением  

основные  формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.

      Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.

      На  уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме. Используется также практически-действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева Л. И., 2000). У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.

      Особое  внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7—11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.

        Одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная  

помощь  ребенку. Учителю физкультуры следует  знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В.А. Кручинин, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.

      Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х

      , затем по мере приобретения  двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

      Адаптивное  физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного  подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным  

действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4—5 см. К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который пользуется как обонятельный ориентир; педальки для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки; конус для развития вестибулярного аппарата  и многое другое. 

             Использование матрасиков с шелковой полоской с целью самоконтроля.

               

 Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.

       «Педальки»     «Конус»  

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ 

      Различные системы тренинга зрения, а также  вспомогательные общеукрепляющие  корригирующие упражнения занимают особое место.

      Еще в древние гимнастические системы  входили упражнения в виде разнообразных  движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков в области нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и потери ее упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

      Приведем  несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут.

      1.Плотно  закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

      2.Посмотреть  вверх, вниз, вправо, влево, не  поворачивая головы.

      3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную  сторону.

      Упражнения 2-е и 3-е рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом в 1—2 минуты.

      Рекомендуем упражнения, снимающие  утомление глаз.

  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы
 

век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

  1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1—2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
  2. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3—5 секунд. Опустите руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  3. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко в течение 1—2 секунд, затем снять пальцы. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
 

Простейшие  упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности 

(Релаксационный  комплекс)

Рис. 1- 4. Использование  элементов аутотренинга

 Рис. 2. Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое прогревание) Продолжительность до 2 мин.

 Рис. 3. Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ»  (по методике У. Бейтса и М. Корбетт) Продолжительность от 50 сек. до 3 мин.

 

               
     
     
     

Рис. 5—7. Выполнение приемов самомассажа  глаз подушечками указательных пальцев обеих рук Продолжительность до 3 мин. 
 
 
 
 

 
 
 
 

Рис. 8—10. Выполнение приемов самомассажа  глаз подушечками соединенных указательного и среднего пальцев обеих рук Продолжительность до 3 мин. 
 
 
 
 
 

Упражнения  для тренировки и укрепления глазодвигательных или окологлазных мышц

(Динамический комплекс) 

      Перед выполнением упражнений рекомендуется  выполнить релаксационный комплекс (не менее 5 мин) с индивидуальным выбором  наиболее эффективных упражнений, ощутимо  снижающих зрительное напряжение.

                               

Рис. 18—21. Выполнение поворотов глазного яблока по горизонтальной (рис. 18), вертикальной (рис. 19) и диагональным (рис. 2О—21) траекториям (направлениям) Все упражнения выполняются только с открытыми глазами.

Продолжительность – до 3 мин.

 
 
 

       Рис. 22—25. Те же упражнения     в режиме закрытых глаз Продолжительность — до 3 мин. 
     
     
     
     
     

Все упражнения, выполняются без очков и без  напряжения, зрения (расфокусированное  зрение) 

Рис. 26—29. Выполнение поворотов глазного яблока по различным направлениям с использованием «тест - объекта» (флажок, ручка, карандаш и т. п.): «Двигаю флажок по разным направлениям и одновременно за движением флажка»

Информация о работе Лечебная физическая культура для детей при нарушении зрения