Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

      Волевые усилия – регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.

      Уровни  проявления ФК личности

      На  основе критериев определяется ряд уровней проявления физической культуры личности:

  • Предноминальный уровень – у студентов отсутствует потребность в жизнедеятельной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу вне учебной деятельности отвергают.
  • Номинальный уровень – характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Знания ограничены, бессистемны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. В послевузовском периоде такие студенты не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.
  • Потенциальный уровеньосознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнить разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.
  • Творческий  уровень – присущ студентам, убежденным в  ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза они проявляют инициативу самостоятельности во многих сферах жизнедеятельности.

3. Основы организации физического воспитания в вузе

      Физическая  культура выполняет  следующие социальные функции:

  • преобразовательно-созидательнуюобеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;
  • интегрально-организационную – возможность объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для участия в совместной физкультурно-спортивной деятельности;
  • проективно-творческуювозможность участия в физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
  • проективно-прогностическуюрасширяет эрудицию студентов в сфере физической культур, побуждает активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональной деятельностью;
  • ценностно-ориентационнуюформирует профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
  • коммуникативно-регулятивную - формирует процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, отвлечения от вредных привычек;
  • социализациипозволяет включить индивид в систему общественных отношений с целью приобретения им социокультурного опыта и формирования социально ценных качеств.
 

Контрольные вопросы:

1. Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру.

2. Компоненты  физической культуры:

3. Структура  физической культуры личности.

4. Операциональный  компонент физической культуры  личности.

5. Мотивационно-ценностный  компонент физической культуры личности.

6. Практико-деятельностный  компонент физической культуры  личности.

7. Система  мотивов в области компонент  физической культуры личности.

8. Ценностные  ориентации и отношение студентов  к физической культуре.

9. Уровни  проявления компонент физической культуры личности.

10. Социальные  функции компонент физической  культуры личности в университете. 

     Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

  1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
 

     Развитие  организма осуществляется во все периоды его жизни с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе.

     Каждый  родившийся человек наследует от родителей врожденные генетические черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

     Рост  человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность наблюдается в  период от 10 до 13 лет, а у мальчиков  от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20-25 годам.

     Юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодами созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости.

     Зрелый  возраст (22 - 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности.

     Пожилому  возрасту (61 - 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др.

     Границы между возрастными периодами  достаточно условны, что связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.  

     2. Анатомно-морфологиз. Функциональные системы организма 

Физические особенности и основные физиологические функции организма

     Организм – единая, целостная, сложно устроенная, саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Принято выделять следующие системы организма:

  • костную (скелет человека),
  • мышечную, кровеносную,
  • дыхательную,
  • пищеварительную,
  • нервную,
  • систему крови,
  • желез внутренней секреции,
  • анализаторов и др.

     Клетка – элементарная, универсальная единица живой материи имеет упорядоченное строение, обладает возбудимостью и раздражимостью, участвует в обмене веществ и энергии, способна к росту, регенерации (восстановлению), размножению, передаче генетической информации и приспособлению к условиям среды. Клетки разнообразны по форме, различны по размеру, но все имеют общие биологические признаки строения – ядро и цитоплазму, которые заключены в клеточную оболочку.

     Межклеточное  вещество – это продукт жизнедеятельности клеток. Оно состоит из основного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани. В организме человека более 100 триллионов клеток.

     Совокупность  клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции, называется тканью. По морфологическим и физиологическим признакам различают четыре вида ткани:

  • эпителиальную (выполняет покровную, защитную, всасывательную, выделительную и секреторную функции);
  • соединительную (рыхлая, плотная, хрящевая, костная и кровь);
  • мышечную (поперечно-полосатая, гладкая и сердечная);
  • нервную (состоит из нервных клеток, или нейронов, важнейшей функцией которых является генерирование и проведение нервных импульсов).

     Орган – это часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Так, для мышцы основная рабочая ткань – мышечная, для печени – эпителиальная, для нервных образований – нервная. Совокупность органов, выполняющих общую для них функцию, называют системой органов (пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая, мочевая и др.) и аппаратом органов (опорно-двигательный, эндокринный, вестибулярный и др.).

     Костная система и ее функции

     У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функций делятся на:

  • трубчатые (кости конечностей);
  • губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции – ребра, грудина, позвонки и др.);
  • плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей);
  • смешанные (основание черепа).

     В каждой кости содержатся все виды тканей, но преобладает костная, представляющая разновидность соединительной ткани. В состав кости входят органические и неорганические вещества. Неорганические вещества (65 - 70 % сухой массы кости) – это в основном фосфор и кальций. Органические (30 - 35 %) – это клетки кости, коллагеновые волокна.

     Эластичность, упругость костей зависит от наличия в них органических веществ, а твердость обеспечивается минеральными солями. Кости детей более эластичны и упруги – в них преобладают органические вещества, кости же пожилых людей более хрупки – они содержат большое количество неорганических веществ.

     Все кости человека соединены посредством  суставов, связок и сухожилий.

     Движение  осуществляется с помощью сустава, в котором соединяются две кости. Суставы – подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани. Суставная жидкость уменьшает трение между поверхностями при движении, эту же функцию выполняет и гладкий хрящ, покрывающий суставные поверхности.

     Сухожилия соединяют скелетные (произвольно сокращающиеся) мышцы с костями. Соединительная ткань сухожилий находится на обоих концах мышцы (в местах прикрепления).

     Суставная капсула прочно соединяется со связками – плотными волокнистыми структурами, соединяющими две кости. Они помогают стабилизировать сустав и предотвращают неестественные движения, позволяя в то же время совершать движения в нормальных условиях.

     Главная функция суставов – участвовать в осуществлении движений. Они выполняют роль демпферов, гасящих инерцию движения и позволяющих мгновенно останавливаться в процессе движения.

     При систематических занятиях физическими  упражнениями и спортом суставы  развиваются и укрепляются, повышается эластичность связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. И наоборот, при отсутствии движений разрыхляется суставной хрящ и изменяются суставные поверхности, сочленяющие кости, появляются болевые ощущения, возникают воспалительные процессы. 

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"