Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

____________________________________________________________ 

Кафедра физвоспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА 
 
 

КУРС  ЛЕКЦИЙ 
 
 
 
 
 

Под редакцией  профессора В.И. Шалупина 
 
 
 

для студентов  всех специальностей

дневного  обучения 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

      

      Рецензенты:  канд. пед. наук, доцент Нужный А.А.

      Данное  пособие соответствует учебной программе по «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено для изучения теоретических основ физической культуры студентами всех специальностей дневного обучения.

      Рассмотрено на заседании кафедры физвоспитания  20.09.10 г.

      В написании учебного пособия принимали  участие: Уваров В.С. – тема 1, Малышев М.Н. – тема 2, Аблеев А.Ю. – тема 3, Морщинина Д.В – тема 4, Шалупин В.И. – тема 5, Письменский И.А. – тема 6, Карпинский А.Е. – тема 7, Яковлева Е.Л. – тема 8, Журбина А.Д. – тема 9, Симонов А.П. – тема 10, Антипас В.В. – тема 11, Карпушин В.В. – тема 12. 
 

 

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 

1. Основные понятия и определения: 

      Физическая  культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

      Духовные  ценностиинформация, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

      Материальные  ценностиспортивные сооружения, инвентарь, специальное радиоэлектронное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

      Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.

      Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

      Компоненты физической культуры:

      Физическое  воспитание (ФВ) педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

      Важнейшим элементом ФВ является «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения (основные способы ходьбы, бега, плавания, скольжения на коньках и лыжах и др.), «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, футбол теннис и др.);

      Физическое  развитие (ФР) биологический процесс становления, изменение естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. ФР управляемо и подчиняется определенным законам и тесно связано со здоровьем человека. Это вес, рост, объем грудной клетки и т.д.

      В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений. 

    Основные  виды физической культуры:

      Гигиеническая ФК – утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками;

      Рекреативная  ФКтуризм, физкультурно-оздоровительные развлечения;

      Фоновая ФК компонент здорового образа жизни, оказывающий оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, особенно в сочетании с другими компонентами ФК;

      Оздоровительно  – реабилитационная физическая культуранаправленное применение физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. 

2. Физическая культура личности 

Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)

      МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

     Кругозор  личности в сфере физической культуры определяют знания:

     Теоретические – охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

      Методические  обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»

      Практические  – дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие.

      Знания – необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

      Убеждения – определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

 

     Потребность физической культуры – главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.

      Удовлетворение  потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей – отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).

 

      Система мотивов

      На  основе потребностей ФК возникает система  мотивов:

  • достичь физического  совершенствования; 
  • дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
  • долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы;
  • соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов;
  • подражания, стремления быть похожим на тех, кто  достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми  качествами и достоинствами, приобретенными во время занятий;
  • спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
  •  процессуальный  при котором внимание сосредоточено  не на результате деятельности, а на самом процессе занятий; 
  • игровой, выступающий средством развлечения,  отдыха, снятия нервного напряжения;
  • комфортности, определяющий желания заниматься физическими  упражнениями в благоприятных комфортных условиях.

      Интересыпобуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса  различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

      Эмоциональныйчеловек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).

      Познавательный связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).

      Поведенческийотражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.

      Интересы возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

  • с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
  • с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и  навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результатов и др.);
  • с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

      Если  человек не имеет определенных целей  в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

      Отношениязадают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.

  • Активно–положительноеярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов,  регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Пассивно-положительноерасплывчатые мотивы, неясность и неконкретность целей, аморфность и неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.
  • Индифферентноебезразличие и безучастность, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.
  • Пассивно-отрицательноесвязано со скрытым негативизмом к ФК.
  • Активно-отрицательное проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиями физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеет никакой ценности.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"