Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций
Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
______________________________
Кафедра
физвоспитания
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
КУРС
ЛЕКЦИЙ
Под редакцией
профессора В.И. Шалупина
для студентов всех специальностей
дневного
обучения
Москва 2011
Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Нужный А.А.
Данное пособие соответствует учебной программе по «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено для изучения теоретических основ физической культуры студентами всех специальностей дневного обучения.
Рассмотрено
на заседании кафедры
В
написании учебного пособия принимали
участие: Уваров В.С. – тема 1, Малышев М.Н.
– тема 2, Аблеев А.Ю. – тема 3, Морщинина
Д.В – тема 4, Шалупин В.И. – тема 5, Письменский
И.А. – тема 6, Карпинский А.Е. – тема 7, Яковлева
Е.Л. – тема 8, Журбина А.Д. – тема 9, Симонов
А.П. – тема 10, Антипас В.В. – тема 11, Карпушин
В.В. – тема 12.
Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ
1.
Основные понятия и
определения:
Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Духовные ценности – информация, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Материальные ценности – спортивные сооружения, инвентарь, специальное радиоэлектронное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Компоненты физической культуры:
Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
Важнейшим элементом ФВ является «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения (основные способы ходьбы, бега, плавания, скольжения на коньках и лыжах и др.), «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, футбол теннис и др.);
Физическое развитие (ФР) – биологический процесс становления, изменение естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. ФР управляемо и подчиняется определенным законам и тесно связано со здоровьем человека. Это вес, рост, объем грудной клетки и т.д.
В
процессе физического воспитания осуществляется
воздействие не только на биологическую
основу личности, но и на ее биосоциальную
целостность. Поэтому невозможно судить
о физической культуре личности, опираясь
лишь на развитие ее физических возможностей,
без учета ее мыслей, чувств, ценностных
ориентаций, направленности и степени
развитости интересов, потребностей, убеждений.
Основные виды физической культуры:
Гигиеническая ФК – утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками;
Рекреативная ФК – туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения;
Фоновая ФК – компонент здорового образа жизни, оказывающий оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, особенно в сочетании с другими компонентами ФК;
Оздоровительно
– реабилитационная
физическая культура
– направленное применение физических
упражнений в качестве средств лечения
заболеваний и восстановление функций
организма, нарушенных или утраченных
вследствие заболеваний, травм, переутомления
и других причин.
2.
Физическая культура
личности
Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)
МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания:
Теоретические – охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.
Методические – обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»
Практические – дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие.
Знания – необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.
Убеждения – определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребность физической культуры – главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей – отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).
Система мотивов
На основе потребностей ФК возникает система мотивов:
Интересы – побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.
Эмоциональный – человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).
Познавательный – связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).
Поведенческий – отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.
Интересы – возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
Отношения – задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.