Контрольная работа по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным.
Социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Работа содержит 1 файл

физра марина гол.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

    Задание № 1. Социально-биологические  основы физической культуры и спорта 

    Медико-биологические  и педагогические науки имеют  дело с человеком как с существом  не только биологическим, но и социальным.

    Социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

    Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико- биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма

    Организм  – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая  система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием  психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как  полезными, так и пагубными для  здоровья. Отличительная особенность  человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные  и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

    Организм  как единая саморазвивающаяся и  саморегулирующаяся биологическая  система.

    Развитие  организма осуществляется во все  периоды его жизни – с момента  зачатия и до ухода из жизни. Это  развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При  этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

    Оказавшись  после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок  быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности  его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет.

    В основе жизнедеятельности организма  лежит процесс автоматического  поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной  мобилизации механизмов, восстанавливающих  этот уровень (гомеостаз).

      Гомеостаз – совокупность реакций,  обеспечивающих поддержание или  восстановление относительно динамического  постоянства внутренней среды  и некоторых физиологических  функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции  и др.). Этот процесс обеспечивается  сложной системой координированных  приспособительных механизмов, направленных  на устранение или ограничение  факторов, воздействующих на организм  как из внешней, так и из  внутренней среды. Они позволяют  сохранять постоянство состава,  физико-химических и биологических  свойств внутренней среды, несмотря  на изменения во внешнем мире  и физиологические сдвиги, возникающие  в процессе жизнедеятельности  организма. В нормальном состоянии  колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

      Организм – сложная биологическая  система. Все его органы связаны  между собой и взаимодействуют.  Нарушение деятельности одного  органа приводит к нарушению  деятельности других.

    Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

    Внешняя среда. На человека воздействуют различные  факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

    Из  внешней среды в организм поступают  вещества, необходимые для его  жизнедеятельности и развития, а  также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится  сохранить необходимое постоянство  своей внутренней: среды.

    Природные социально-экологические факторы  и их воздействие на организм.

      Природные и социально-биологические  логические факторы, влияющие  на организм человека, неразрывно  связаны с вопросами экологического  характера.

    Экология (греч,oikos– дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат. Около 80М болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

    Средства  физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

      Основное средство физической  культуры - физические упражнения.

      Существует физиологическая классификация  упражнений, в которой вся многообразная  мышечная деятельность объединена  в отдельные группы упражнений  по физиологическим признакам.  Устойчивость организма к неблагоприятным  факторам зависит от: врожденных  и приобретенных свойств.

    Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа).

      Отмечено, например, что физическая  тренировка путем совершенствования  физиологических механизмов повышает  устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических  веществ, снижает заболеваемость  и повышает работоспособность.  Тренированные лыжники при охлаждении  их тела до 350С сохраняют высокую  работоспособность. Если нетренированные  люди не в состоянии выполнять  работу при подъеме их температуры  до 37 – 380С, то тренированные  успешно справляются с нагрузкой  даже тогда, когда температура  их тела достигает 390С и более.

      У людей, которые систематически  и активно занимаются физическими  упражнениями, повышается психическая,  умственная и эмоциональная устойчивость  при выполнении напряженной умственной  или физической деятельности.

      К числу основных физических или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер.

      Деятельность мышц в условиях  сохранения неподвижного положения  тела или его звеньев, а также  упражнение мышц при удержании  какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие).

      Статическими усилиями характеризуется  поддержание разнообразных поз  тела, а усилия мышц при динамической  работе связаны с перемещениями  тела или его звеньев в пространстве.

      Значительная группа физических  упражнений выполняется в строго  постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

      Есть также большая группа  физических упражнений, особенность  которых в нестандартности, непостоянстве  условий их выполнения, в меняющейся  ситуации, требующей мгновенной  двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и: переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин «интенсивность».

      Предельная продолжительность работы  зависит от ее мощности, интенсивности  и объема, а характер выполнения  работы связан с процессом  утомления в организме. Если  мощность работы велика, то длительность  ее мала вследствие быстро  наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера  спортивные физиологи различают  зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до 30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).

      Особенности функциональных сдвигов  организма при выполнении различных  видов циклической работы в  различных зонах мощности: определяет  спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой  работы в зоне максимальной  мощности является то, что деятельность  мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться : к указанной цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ.

    К средствам физической культуры относятся  не только физические упражнения, но и  оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические  условия). Использование оздоровительных  сил ,природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно- психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"