Контроль и самоконтроль при занятих физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

Содержание

1) Введение…………………………………………………………..3 стр.
2)Дневник самоконтроля…………………………………………....4 стр.
3)Субъективные и объективные показатели……………………….7 стр.
4)Виды контроля……………………………………………………11 стр.
5) Простейшие пробы и показатели……………………………….21 стр.
6) Заключение……………………………………………………….25 стр.
7) Список используемой литературы……………………………...26 стр.

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.docx

— 52.64 Кб (Скачать)

      Целью физического воспитания в вузе является формирование  физической культуры студента как системного и интегративного качества личности студента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать её в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье.

      Курс  физической культуры  предусматривает  решение следующих задач:

  • включение студента в реальную физическо-спортивную практику по творческому освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем развитии личности;
  • содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;
  • овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику.
  • формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;
  • формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;
  • овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.

      Физическое  воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода  теоретического обучения и осуществляется в следующих формах:

      Учебные занятия:

  • обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;
  • консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов методической и практической помощи в организации и проведении  самостоятельных занятий физкультурой;
  • индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики;

      Внеучебные  занятия:

  • физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);
  • занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;
  • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

      Комплексное использование всех форм физического  воспитания должно обеспечить включение  физкультуры в образ жизни  студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

      Для оценки физического состояния организма  человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

      К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы  можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется  по формуле 

      (АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное  давление, П- частота пульса.

      У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого  коэффициента указывает на затруднения  в работе сердечно-сосудистой системы.

      Существуют  две пробы для определения  состояния органов дыхания - ортостатическая  и клипостатическая. Ортостатическая  проба проводится так. Физкультурник  лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных  сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение  стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает  на недостаточную нервную регуляцию  сердечно-сосудистой системы.

      Ещё есть один довольно простой метод  самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру  фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время  задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать  дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать  надолго дыхание вы не сможете.

      Большое значение в повышении работоспособности  вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень  физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

      При занятиях физкультурой важно следить  за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или  артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков  тренированности. Для определения  нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.

      Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается  такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

      Изменение веса до 10% регулируется физическими  упражнениями, ограничениям в потреблении  углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

      Можно также проводить исследование статической  устойчивости в позе Ромберга. Проба  на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся  на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и  наличие дрожания кистей. У тренированных  людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального  состояния нервно-мышечной системы.

      Необходимо  также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности  позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и  времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

      Регулярные  занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность  и эмоциональный тонус. Однако следует  помнить, что самостоятельные занятия  физической культурой нельзя проводить  без врачебного контроля, и, что ещё  более важно, самоконтроля. 

     Гигиенический контроль.

      Заключается в гигиеническом нормировании: а) физических нагрузок; б) режима труда  и отдыха; в) рационального питания; г) закаливания; д) средств восстановления; е) мест и условий занятий; ж) спортивной одежды и обуви др. 
 
 

  1. Простейшие  пробы и показатели
 

     Для оценки физического состояния организма  человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

       К примеру, о состоянии нормальной  функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле

(АДмакс. - АДмин) * П, 

 где АД - артериальное  давление,

 П - частота  пульса.

       У здорового человека его значение  приближается к 2600. Увеличение  этого коэффициента указывает  на затруднения в работе сердечно-сосудистой  системы.

  Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания - ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

  Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля "с помощью дыхания" - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

       Большое значение в повышении  работоспособности вообще и при  физической нагрузке в частности  имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация  движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это  так же необходимо, как следить  за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним  из признаков тренированности. Для  определения нормального веса тела используются различные способы, так  называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей  ростом 155-156 сантиметров равен длине  тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.

  Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

 Изменение  веса до 10% регулируется физическими  упражнениями, ограничениям в потреблении  углеводов. При избытке веса  свыше 10% следует создать строгий  рацион питания в дополнение  к физическим нагрузкам.

       Можно также проводить исследование  статической устойчивости в позе  Ромберга. Проба на устойчивость  тела производится так: физкультурник  становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

       Необходимо также систематически  определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно  с нагрузкой на позвоночник,  улучшают кровообращение, питание  межпозвоночных дисков, что приводит  к подвижности позвоночника и  профилактике остеохандрозов. Гибкость  зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды  и времени дня. Для измерения  гибкости позвоночника используют  простое устройство с перемещающейся  планкой.

 Регулярные  занятия физической культурой  не только улучшают здоровье  и функциональное состояние, но  и повышают работоспособность  и эмоциональный тонус. Однако  следует помнить, что самостоятельные  занятия физической культурой  нельзя проводить без врачебного  контроля, и, что ещё более важно,  самоконтроля.

     Общепризнано, что достоверным показателем  тренированности является частота  сердечных сокращений (пульс), которая  в покое у взрослых мужчин равна 70—75, у женщин — 75—80 уд/мин. В состоянии  покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение). С  возрастом она уменьшается.

      Пульс в покое у здорового человека ритмичный, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Пульс считается  ритмичным, если количество ударов за 10 с. не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчета за такой же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений за 10 с (например, пульс за первые 10 с был 12, а за вторые — 10, за третьи — 8) указывают на аритмичность.

Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятих физической культуры