«Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Описание работы

еловек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает необыкновенной способностью, мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека его, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь, будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

Содержание

Введение3
Физическая культура и спорт. Социальная значимость данных предметов 5
Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний.6
Задачи эстетического воспитания, и их решение в процессе выполнения физических упражнений 7
Понятия внешней и внутренней красоты человека8
Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции9
Элементы эстетического воспитания в спорте и физической культуре……………………..............................................................................................................10
Методы эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
Средства эстетического воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………..10
Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством…………….11
Художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание………………………………………………………………....11
Заключение………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………15
Приложения……………………………………………………………....16
«Пирамида человеческих потребностей» по Абрахаму Маслоу…...16
Искусство Древней Греции. Скульптуры…………………………...17
Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Реферат. Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта 3.docx

— 813.79 Кб (Скачать)

        В соответствии с эстетикой  физическую красоту человека  необходимо рассматривать с двух  сторон - внешней и внутренней.

        В процессе занятий физической культурой и спортом человек накапливает бесценные знания о таких понятиях, как красота движений, пластичность, техника выполнения упражнений. Таким образом человек постепенно формирует субъективное эстетическое представление объективных предметов. Впоследствии он приобретает уникальную способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохраненными в памяти образами, идеалами красоты (т. е с собственными эстетическими представлениями), со знаниями. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, тем быстрее, точнее, истине человек оценит красоту воспринимаемого, а значит, он сможет  отличить подлинную красоту от ложной. Постепенно у личности вырабатывается эстетический вкус, который свидетельствует о богатстве ее внутреннего мира. Хорошо развитый эстетический вкус проявляется в деятельности человека, в его поступках и действиях (формируется эстетика деятельности). Индивид начинает выполнять свои обязанности «по законам красоты». Все эти проявления (хороший эстетический вкус, эстетическое представление, способность ассоциировать) служат олицетворением высокого уровня развитости эстетической культуры человека, но самое главное – они есть воплощение внутренней красоты человека. Поэтому можно с полной уверенность сказать, что физическая культура обогащает личность духовными ценностями, сеет «прекрасное» в ее душе.

    Внешняя (телесная) красота человека отражается в крепости  его телосложения, вертикальной походке, гордой осанке, в гармоничности и симметрии анатомического строения фигуры. Физическая культура и спорт  позволяют человеку творчески подойти к совершенствованию своего внешнего облика. Стройная фигура - это плод активности индивида, его стремления достичь идеала «красоты».

     Люди всегда испытывали эстетическое наслаждение при виде человека, обладающего натренированным телом, поскольку считалось, что крепкое телосложение – это символ здоровья, мужества, силы и храбрости («В здоровом теле - здоровый дух»).

     

  1. Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции

       В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, и естественным был культ тренированного тела (в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела). В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом «прекрасного». Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человека и наделяли высшей телесной красотой, потому, что не находили более совершенной формы. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально - политических задач. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда. Стоило знаменитой афинской красавицы Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично сложенное и развитое тело являлось необходимым признаком красоты.     Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таком виде искусства как скульптура (см. приложение). Архаические скульптуры почти все подчинены определенному эстетическому стандарту: изображение прекрасного, идеально сложенного юноши или взрослого мужчины, совершенно лишенного каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей. К примеру, статуя "Дискобол" (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим) (см. приложение). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.

      Но тело, совершенное и прекрасное, само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. «Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса - калокагатия. «Прекрасный» (kalos) и «хороший, добрый» (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен - одно лишь нам радует зрение; кто - же хорош сам собой и прекрасным покажется» - выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н.э.)». Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени - «гимнастического» и «мусического».

  1. Элементы эстетического воспитания в спорте и физической культуре:
 

7.1 Методы эстетического воспитания в процессе физического воспитания

      Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

  • Эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово
  • Технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения «прекрасным» у человека;
  • Вдохновляющий пример в действиях и поступках;
  • Практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями:
 

7.2 Средства эстетического воспитания в процессе физического воспитания:

  • Разнообразные виды самого физического воспитания, где преподаватель может указать своим ученикам на моменты «прекрасного» в своих движениях;
  • Праздники и выступления (спортивные соревнования, показательные выступления, которые способны вызвать у человека чувство восхищения и наслаждения красотой движений);
  • Природные и гигиенические условия
  • Обстановка на занятиях, использование специальных средств художественного воспитания в процессе занятий (музыка и произведения искусства);
 
 
 
 
 
  1. Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством

      Неотъемлемой частью физической культуры и спорта является искусство. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению и ритму выполнения упражнений и движений. Кроме того, для каждой программы спортивных соревнований подбираются костюмы, макияж, особые элементы спортивного инвентаря – с целью сделать выступление зрелищным, оказать огромное воздействие и неизгладимое впечатление на зрителей. Для того чтобы зритель получил эстетическое наслаждение от увиденного, почувствовал красоту и грациозность движений, соприкоснулся с «прекрасным» и духовно обогатился. Существует множество видов спорта, которые невозможно отделить от искусства, и техника выполнения движений которых поражает окружающих своей неповторимостью и изяществом: синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание и т.д. Художественная гимнастика, фигурное катание и синхронное плавание – это особые виды спорта, которые очень нечетко граничат с искусством. Зачастую начинаешь путаться, что смотришь: спортивное состязание или какое-нибудь театральное представление. Выбор подходящей музыки – это уже 50% успеха.

8.1 Художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание как отражения «прекрасного» в спорте

   Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с т. н. предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

   Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. 

Синхронное  плавание

        Синхронное плавание – это не просто спорт, а скорее – это даже не спорт, это искусство, такое же искусство как живопись, скульптура, архитектура, музыка.  Многие не безосновательно считают, что синхронное плавание является одним из самых привлекательных и интересных видов спорта. Это не просто комбинация четко отработанных акробатических движений, это еще и слаженность и умение работать в команде, умение слушать музыку. Ведь движения должны быть не только строго координированными, но еще они должны подходить под выбранную музыкальную композицию, раскрывать ее смысл и образы. Именно за этим и следит две группы опытных судей. В синхронном плавание крайне необходима безупречная координация спортсмена и его умение слаженно работать в команде. Кроме того, также необходима хорошая физическая подготовка, т.к. программы длятся как минимум 3 минуты, и выдержать столько времени в воде с постоянной задержкой воздуха далеко не простое занятие, как это может показаться на первый взгляд. В синхронном плавании чрезвычайно важно контролировать свое дыхание. Именно этот показатель физической подготовки спортсмена позволяет ему долгое время находиться под водой. Несмотря на все физические параметры, пластика является одним из самых важных показателей подготовки, ведь именно благодаря пластике зритель получает незабываемое впечатление от просмотра композиций спортсменок. Как известно, в синхронном плавании важную роль играет выбор необходимой музыки. Опытные спортсменки предпочитают выбирать классические произведения, где с помощью хореографии они пытаются самовыразиться, раскрыть всю сущность музыкальной темы. Для этого нужен колоссальный опыт выступлений, чтобы правильно интерпретировать мысли классика. Вся композиция строится на музыке, поэтому выбрать подходящее произведение чрезвычайно непросто. Но зато когда выбор сделан, спортсмен и тренер начинают уже четко представлять себе костюмы, особенности рисунка на поверхности воды, образы, различные элементы и их комбинации, перестроения. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что музыкальные знания и слух являются крайне важными для спортсменки-синхронистки, а не только физическая подготовка. 

Фигурное  катание

       Фигурное катание — это вид спорта, при котором человек движется по льду, выполняя различные движения. Он может менять свое направление так, как захочет, может даже вращаться на льду и выполнять сложные элементы. Фигурное катание бывает одиночное. Это такое катание, в котором мужчина или женщина катается без партнера. Еще катание бывает парное. В нем женщина и мужчина выступают вместе. Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе – техника и артистичность; в произвольном танце – техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число)

       В классификационной программе  по фигурному катанию на коньках  сказано: «Участники соревнований  должны обращать внимание на  выбор музыкального сопровождения  программы». Действительно, музыка помогает раскрыть замысел композиции, подчеркнуть трудность и мастерство выполнения тех или иных элементов, вызывает душевный подъем у фигуриста, помогает ему с вдохновением исполнить программу. Стараясь подобрать эффектное музыкальное сопровождение для своей программы, фигуристы нередко обращаются к модным произведениям, которые почти каждый день звучат по радио, исполняются на эстрадных концертах, танцевальных вечерах. Но модное еще не значит хорошее, и к тому же модные произведения обычно недолговечны, а работать над программой приходится длительное время. В последние годы все чаще можно услышать под сводами катков симфоническую и инструментальную музыку. Стараясь создать впечатляющие композиции, в поисках новых средств выразительности фигуристы обращаются к этим жанрам музыки. Искания мастеров ведут к обогащению и дальнейшему развитию фигурного катания, которое становится фактически новым видом искусства.  
 
 
 

  1. Заключение

      Таким образом, проделав данную работу и проанализировав необходимый теоретический материал по заданной проблеме, я могу сформулировать следующие выводы. Безусловно, физическая культура и спорт осуществляют эстетическое воспитание личности. Красота, изящество, точность и плавность движений, осуществляемых в процессе выполнения физических упражнений, не могут не вызывать чувство восторга и радости. При виде красочного, зрелищного спортивного выступления человек получает удовольствие и наслаждение от «прекрасного», что способствует удовлетворению его эстетических потребностей. Физическая культура прививает личности любовь к «прекрасному», учит ее видеть и чувствовать красоту окружающей действительности, наполняет внутренний  мир индивида духовными ценностями, а также развивает эстетический вкус у человека  и повышает уровень его эстетической культуры. А, как известно, человек с высоким уровнем развитости эстетической культуры способен отличить подлинную красоту от ложной, способен созидать «прекрасное» своими поступками и действиями, иными словами такой человек будет творить и распространять добро и красоту в нашем мире. Ведь такая личность красива не только внешне, но и, самое главное, - изнутри.

Информация о работе «Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта»