История физической культуры и спорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:43, реферат

Описание работы

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
• показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
• раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
• способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
• формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
• способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Физическая культура и спорт в России………………………………….5
• Формирование федеральных структур управления………………………..5
физической культурой и спортом…………………………………………6
• Создание Олимпийского комитета России………………………………...6
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……….....7
• Развитие спортивной науки…………………………………………….....8
• Подготовка спортивных резервов................................................................9
• Спорт, соревнования, спартакиады………………………………….10
• Развитие спорта инвалидов…………………………………………..10
• Профессионализация спорта…………………………………………11
3. Заключение………………………………………………………………..12
4. Использованная литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

История ФС в России.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

    Не  случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под  патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены  на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

    Выдающиеся  спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование  талантливых спортсменов, кроме  того, осуществлялось в 64 школах высшего  спортивного мастерства, функционировавших  в 36 регионах страны. Во всех этих элитных  учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами  в сборные команды страны в  качестве основного или резервного состава. 

Спорт, соревнования, спартакиады

    После распада СССР, несмотря на экономические  и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские  и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

    В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

    На  чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую  второй.

    В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой  атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

    В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители  России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров:  выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали  первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и  чемпионате мира в Хельсинки они  завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском  льду Мария Бутырская (одиночное  катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей  Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

    Наиболее  значительным спортивным событием в  жизни России последних лет стала  Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие  отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два  года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли  все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования  уже второй Спартакиады.

    Успешно выступили на международной арене  и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

Развитие  спорта инвалидов

 

    Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов  при Госкомспорте СССР состоялась в  Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.

    С распадом СССР резко сократилось  финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

    Результаты  выступления российских спортсменов-инвалидов  в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам  спорта. В регионах страны были созданы  комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы  подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.

    В последние годы в стране удалось  создать для инвалидов специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – лёгкая атлетика и плавание, в  Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове – плавание. По этим и  другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.

    Значительную  поддержку инвалидному спорту оказывает  Олимпийский комитет России, Международная  и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.

Профессионализация  спорта

 

    Одной из насущных проблем современного российского  спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана рядом объективных условий развития современного спорта.

    Профессионализация  спорта, прежде всего результат его  многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.

    Подготовка  спортсменов высокого класса требует  дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий  спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так  как иного источника дохода в  силу огромной занятости спортом  он иметь не может.

    Профессионализацию  спорта в России значительно осложняют  трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение  спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и  отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.

    Крупнейшие  промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы  россиян, обеспечивают их инвентарём и  оборудованием, финансируют участие  в крупнейших международных соревнованиях  за рекламу своей продукции нашими спортсменами.

    Таким образом, профессиональный спорт в  Российской Федерации получил официальное  законное признание. Для спортсмена-профессионала  занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую  он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни  человеческого общества. Этот процесс  происходит не по произволу людей, а  в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или  иного общественного строя. История  физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и  спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие  общественные деятели, педагоги, врачи  и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы  и методы физической культуры и спорта.

    История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных  учебных заведениях, её принадлежит  значительное место. Она относится  к профилирующим, мировоззренческим  дисциплинам, позволяющим будущим  специалистам лучше познать свой предмет.

    Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания историей требует постоянного совершенствования  форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и  другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации.

    Требуется более глубокий подход к всестороннему  анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории  физической культуры и спорта, с  более глубоких научных позиций  предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного  и олимпийского движения на разных этапах его развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  • «История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А. Финогенова,  Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000 г.
  • «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.: СпортАкадемПресс, 2001 г.
  • Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.: Физкультура и спорт, 1963 г.
  • «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.
  • «Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский спорт», 1999 г.
  • «Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М. Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.

Информация о работе История физической культуры и спорта в России