История физической культуры и спорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:43, реферат

Описание работы

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
• показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
• раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
• способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
• формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
• способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Физическая культура и спорт в России………………………………….5
• Формирование федеральных структур управления………………………..5
физической культурой и спортом…………………………………………6
• Создание Олимпийского комитета России………………………………...6
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……….....7
• Развитие спортивной науки…………………………………………….....8
• Подготовка спортивных резервов................................................................9
• Спорт, соревнования, спартакиады………………………………….10
• Развитие спорта инвалидов…………………………………………..10
• Профессионализация спорта…………………………………………11
3. Заключение………………………………………………………………..12
4. Использованная литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

История ФС в России.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

    В Законе указывается, что основу физического  воспитания населения Российской Федерации  составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

    В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности  между органами государственной  власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта.

    Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П. А. Рожков.

Создание  Олимпийского комитета России

 

    Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной  частью СССР. Учредительный съезд  состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был  принят Устав Комитета, основные положения  которого, несмотря на некоторые внесённые  со временем изменения, действуют и  поныне.

    После распада СССР и обретения Россией  статуса суверенного государства  Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого  президентом НОК СССР.

    С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским  комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие основные задачи:

  • всемерное развитие олимпийского движения в стране;
  • содействие распространению спорта для всех;
  • пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;
  • повышение престижа российского спорта на международной арене;
  • защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;
  • содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

    Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских  федераций по летним и зимним олимпийским  видам спорта, 23 всероссийские федерации  по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.

    Олимпийский комитет России постоянно расширяет  международные спортивные связи  со странами ближнего и дальнего зарубежья.

    Ежегодно  Комитет проводит всероссийские  научно-практические конференции специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные процессы», а  для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение и олимпийские игры (история и современность)».

    В настоящее время два члена  ОКР представляют страну в Международном  олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов  и Ш. А. Тарпищев.

Развитие  физкультурно-спортивных общественных организаций

 

    После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был  проведён внеочередной съезд профсоюзных  спортивных организаций бывших республик  СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся  между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной  спортивной работы.

    Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

    Эти организации призваны были развивать  спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и  общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с  Международным и Национальными  олимпийскими комитетами.

    За  пять лет существования МКСО и  КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций  из бывших союзных республик СССР.

    Россия  входит в состав МКСО своими отраслевыми  спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

    Значительное  место в спортивном движении Российской Федерации занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его  Уставе была сформулирована главная  цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

    Экономические трудности не мешают обществу регулярно  проводить среди занимающихся спартакиады  российских чиновников, отраслевые турниры  связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам  спорта.

    МКСО  и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими  в стране ведомственными спортивными  организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность  России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая  организация) – правопреемник ДОСААФ.

    Каждая  из этих организаций активно приобщает  россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил  свой 75-летний юбилей.

    Все спортивные организации России, в  том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

    Наиболее  массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

Развитие  спортивной науки

 

    К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом  в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы  в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение  отечественного спорта того времени  во многом определялось высоким уровнем  и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией  поиска в области физической культуры и спорта.

    В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

    К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов  страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического  воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

    После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических  трудностей резко сократилось бюджетное  финансирование физической культуры в  целом. Из данных, озвученных на парламентских  слушаниях в июле 1996 г. Комитетом  Государственной Думы по туризму  и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось  примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

    Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

    Кроме недофинансирования отрицательное  влияние на развитие спортивной науки  в стране имели постоянные изменения  в структуре руководящих физкультурных  органов страны и руководителей  отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы  развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

    Положение усугублялось ещё и тем, что большинство  российских научных лабораторий  оснащено аппаратурой, приобретённой  ещё в 60-70-е гг., информационное научное  пространство России значительно отстаёт  от международного уровня.

    И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной  науки в области важнейших  проблем спортивной деятельности. К  ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения  качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

    В 1996 г. на Всероссийском совещании  руководителей научных организаций  в области физической культуры и  спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены  основные направления научных исследований в области спорта, туризма и  санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

    Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:

  • формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
  • человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
  • организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
  • теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

    То, что российская спортивная наука  находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом  «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

Подготовка  спортивных резервов

 

    Основной  формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система  разнообразных детско-юношеских  спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями  в историю отечественной школы  спорта 30-х гг. ХХ в.

    Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские  спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного  мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного  профиля (ШИСП).

    Во  всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским  и неолимпийским видам спорта.

    Несмотря  на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в  которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный  успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире  в Канаде.

    Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и  Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

    Для создания спортивного резерва в  Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная  спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования  сформировано Московское городское  физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более  миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО  выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях  образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная  многоступенчатая преемственная система  подготовки спортсменов высокого класса.

Информация о работе История физической культуры и спорта в России