История физической культуры и спорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:43, реферат

Описание работы

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
• показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
• раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
• способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
• формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
• способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Физическая культура и спорт в России………………………………….5
• Формирование федеральных структур управления………………………..5
физической культурой и спортом…………………………………………6
• Создание Олимпийского комитета России………………………………...6
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……….....7
• Развитие спортивной науки…………………………………………….....8
• Подготовка спортивных резервов................................................................9
• Спорт, соревнования, спартакиады………………………………….10
• Развитие спорта инвалидов…………………………………………..10
• Профессионализация спорта…………………………………………11
3. Заключение………………………………………………………………..12
4. Использованная литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

История ФС в России.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальная общеобразовательная средняя школа  №3 
 
 

Реферат по физической культуре на тему:

История физической культуры и спорта в России

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Подготовила:

                  Тимошенко Светлана

                  ученица 11 класса Б

                  Проверил:

                  Насонов А.Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                          Нижневартовск 2010

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Физическая культура и спорт в России………………………………….5
  • Формирование федеральных структур управления………………………..5

физической культурой  и спортом…………………………………………6

  • Создание Олимпийского комитета России………………………………...6
  • Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……….....7
  • Развитие спортивной науки…………………………………………….....8
  • Подготовка спортивных резервов................................................................9
  • Спорт, соревнования, спартакиады………………………………….10
  • Развитие спорта инвалидов…………………………………………..10
  • Профессионализация спорта…………………………………………11
  1. Заключение………………………………………………………………..12
  1. Использованная литература……………………………………………..13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие  основные понятия определяют её как  научную и учебную дисциплину? Остановимся на рассмотрении этих положений.

    История физической культуры и спорта (История  ФКиС) включает в себя три основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

    Термин  история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».

    История физической культуры – наука о  закономерностях возникновения  и развития идей, организационных  форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с  экономическими, политическими и  культурными условиями жизни  общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей  культуры общества.

    Термин  физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

    Физическая  культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей  и развития их физических способностей. Она включает систему физического  воспитания, специальные научные  знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда  и быта, правильного режима труда  и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и  воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

    Термин  спорт происходит от латинского слова disportare – развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.

    История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времён и  до наших дней. В свою очередь, история  ФКиС, используя эти понятия в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества.

    История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

    Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

    История физической культуры и спорта имеет  большое воспитательное и образовательное  значение. Она призвана решать следующие  основные задачи:

  • показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
  • раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
  • способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
  • формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
  • способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

    В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях  и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Физическая  культура и спорт в России

    Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права. Каждая из союзных республик, таким  образом, получала право стать членом Организации Объединённых Наций  и вместе с тем приобретала  соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные  объединения.

      8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской  Пуще объявили о роспуске Советского  Союза. При этом было провозглашено  образование Содружества Независимых  Государств (СНГ). В конце 1991 г.  началась ликвидация всесоюзных  структур государственного управления  страной, в том числе и физкультурным  движением.

    На  фоне разрушения государственных и  общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением  финансирования спорта  и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование  отечественного спорта. В первую очередь  предстояло сформировать новые государственные  и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.

Формирование  федеральных структур управления физической культурой и спортом

 

    Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г. Вместе с ним  активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.

    Буквально накануне Зимних Олимпийских игр  в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.

    Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.

    Комитету  вменялось в обязанность решение  важнейших задач, связанных с  разработкой и внедрением государственных  программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных  с развитием массовой физической культуры; руководство развитием  науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.

    При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив  основные принципы правового регулирования  отношений в области физической культуры и спорта.

    Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

    Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.

    В стране настойчиво продолжался поиск  путей совершенствования системы  управления физической культурой и  спортом. Но он долгое время был затруднён  отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие в стране профессионального  спорта, финансирование элитного и  массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим подъёмом физической культуры и спорта в стране.

    Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.

    Закон впервые в нашей стране чётко  устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в  том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.

Информация о работе История физической культуры и спорта в России