Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

В наши дни происходят масштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играет стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.
Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи.
В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.

Содержание

Введение
1. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту
1.1 Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества
1.2 Основные понятия предмета «Информационные технологии в физической культуре и спорте»
1.3 Основные направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте
2. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта
2.1 Учебный процесс
2.2 Спортивная тренировка
2.3 Спортивные соревнования
2.4 Оздоровительная физическая культура
3. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий
3.1 Информационная подготовленность профессорско-преподавательского состава учебных заведений физической культуры
3.2 Программно-методическое обеспечение учебного процесса и самостоятельной работы студентов
3.3 Создание информационной среды физкультурного образования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат информатика.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

 

2.4 Оздоровительная физическая  культура

 

Четвертое направление использования  ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления  можно разделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет  специалисту быстрее поставить  диагноз, во втором - наряду с диагнозом  пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий  выявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнем случае речь идет о создании системы "Персональный тренер". В табл. 2 представлена опубликованная в журнале "Теория и практика физической культуры" информация о компьютерных программах оздоровительной направленности.

В последнее время осуществляется работа над компьютерной программой "Валеология школьника". Эта программа  предназначена для сбора, анализа  и хранения результатов валеологического мониторинга детей и подростков.

При оценке современного этапа  развития информационных технологий в  нашей отрасли, приходится констатировать, что, несмотря на обилие направлений  и их применения, эти разработки носят частный характер и не имеют  широкого распространения. До тех пор, пока специалисты нашей отрасли  не будут иметь возможность использовать накопленный потенциал, применение информационных технологий будет ограничиваться использованием компьютера в "качестве пишущей машинки".

 

 Подготовка специалистов по  физической культуре и спорту  в условиях использования современных  информационных технологий

 

3.1 Информационная подготовленность  профессорско-преподавательского состава  учебных заведений физической  культуры

 

Одной из проблем образования  является информационная культура самих  преподавателей факультетов и институтов физической культуры, их готовность к  применению современных информационных технологий в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту. Компьютер  не станет инструментом в деятельности будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных  вузов и факультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этим инструментом. Поэтому  умение использовать компьютер при  обучении и в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту становится одним из необходимых  качеств преподавателя. И если рассматривать процесс компьютеризации обучения как одну из наиболее современных тенденций методики преподавания любых спортивно - педагогических дисциплин, то владение методологи ей использования современных информационных технологий в учебном процессе должно стать неотъемлемым качеством каждого преподавателя независимо от специализации. В основу формирования информационной культуры преподавательского состава должна быть положена идея компьютерной поддержки каждого изучаемого предмета: нельзя подменить это изучением единственного курса информатики. Наряду с дисциплиной "Информатика", которая стала обязательной для всех специальностей согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, в учебных планах физкультурных вузов и факультетов физической культуры может предусматриваться ряд курсов и дисциплин, играющих значительную роль в информационной подготовке будущих специалистов. Это прежде всего биомеханика, спортивная метрология, основы научно-методической деятельности и др. На сегодняшний день практически каждый преподаватель вуза должен знать операционную систему Windows и владеть ею, работать в редакторской системе Word, использовать электронную таблицу Microsoft Excel, уметь пользоваться системой управления базами данных Microsoft Access и, конечно же, владеть основами знаний и умений по поиску и обмену информацией с помощью Интернет.

 

3.2 Программно-методического  обеспечения учебного процесса  и самостоятельной работы студентов

 

Немаловажной задачей  использования современных информационных технологий в системе повышения  квалификации и непрерывного физкультурного образования является программно - методическое обеспечение. Здесь только начинается серьезная работа по созданию и внедрению в учебный процесс  дидактических материалов, подготовленных на основе современных информационных технологий. Очень важно в системе  подготовки и повышения квалификации создавать и использовать единую многомодульную систему электронных  учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развивать  на унифицированной основе электронные  библиотеки и обеспечить взаимодействие между ними средствами телекоммуникаций. Методически современные информационные технологии в системе повышения  квалификации и непрерывном образовании  должны быть проработаны с ориентацией  на конкретное применение в учебно-тренировочном  процессе, проведение научных исследований, учитывать специфику отдельных  видов спортивно-педагогических дисциплин. Так, например, часть технологий может  поддерживать лекционные и практические занятия - это электронные учебники и энциклопедии, обучающие и контролирующие программы, подготовленные на основе технологий мультимедиа, другая - поиск, обработку  и представление научно-методической информации на основе Интернет-технологий, третья может быть ориентирована на создание Web-страниц и презентаций и т.д. Особую значимость информационные технологии приобретают при выполнении самостоятельных заданий на домашнем компьютере, при организации дистанционного обучения, проведении научных исследований.

 

3.3 Создание информационной  среды физкультурного образования

 

Сегодня очень важно создание опережающей информационной среды  физкультурного образования, которая  могла бы позволить свободно пользоваться базами данных и знаний, подготовленных в институтах и на факультетах  физической культуры, всем специалистам независимо от места их проживания. Сюда, прежде всего можно отнести базы данных по защищенным диссертациям, новым учебникам, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с населением, защищенным выпускным квалификационным работам студентов, подготовленным и используемым в учебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям и т.д. Однако, как нам представляется, решение данного вопроса задерживается из-за низкой технической оснащенности физкультурных вузов - базы современных информационных технологий. В этом плане лучше обстоят дела в университетах, в которых в свое время при поддержке фонда Сороса созданы уникальные Интернет-центры и уже накоплен определенный опыт.

Проблема создания материально-технической  базы институтов и факультетов физической культуры является основополагающей и заключается в создании и использовании в институтах и на факультетах физической культуры современных компьютерных классов, соединенных внутренними сетями и возможностью выхода во Всемирную сеть Интернет. На сегодняшний день не у всех институтов есть такая база, поэтому они не имеют не только своих сайтов в Интернете, но и электронной почты, что затрудняет обмен информацией между ними.

 

 

Заключение

 

Конечно, за последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые  масштабы с каждым днем. Самое главное, что на сегодняшний день с использованием самых современных информационных технологий, подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных  специалистов не вызывает затруднений. Но, ни для кого не секрет, что далеко не все Российские спортивные школы и вузы могут позволить себе современное информационное оборудование, более того, не во всех классах, не у всех студентов есть компьютер с выходом в интернет. И, хотя темпы модернизации оборудования в вузах крайне впечатляют, на мой взгляд, они еще недостаточно отвечают требованиям качественного современного образования.

Многие зарубежные государства  намного раньше осваивают новинки  информационного общества. Одним  из самых очевидных показателей  является сравнение количества наград России в Олимпийских играх сейчас с прошлыми результатами, ведь раньше по рейтингу золотых медалей мы всегда входили как минимум, в тройку лидеров. Очевидны замедленные темпы  развития и применения информационных технологий в России в сравнении  с зарубежными государствами. Я  считаю, в развитии России как государства, информатизация сферы физической культуры и спорта должна являться далеко не последним пунктом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, c. 24-26, 39-40.

2. Виноградов П.А., Савин В.А. Спорт в мире информации //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №11, c. 59-62.

3. Информатика: Учебник  /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.

4. Киршев С.П., Неверкович С.Д. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 8, c. 26-29.

5. Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 11.

6. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов  А.В. Использование современных  информационных технологий в  теоретической и методико-практической  подготовке студентов по физическому  воспитанию /Матер. всерос.науч.-практ. конф. СПб., 2000.

7. Волков В.Ю. Компьютерные технологии  в образовательном процессе по  физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

8. Жбанков О.В. Информационно-методическая  система - инструмент формирования  информационного пространства процесса  физического воспитания /Матер. междунар. конф. 2000.

9. Зайцева Т.И., Смирнова О.Ю. В  сб.: Информационные технологии в  образовании. М., 2000.

10. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 3/4.

11. Тимошенков В.В. и др. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте //Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

12. Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 11.

13. Якобашвили В.А. и др. Комплекс технических средств для управления тренировочным процессом //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9-10.

14. www.wikipedia.ru

15. www.thesportsdigest.com

16. www.ehow.com

16. http://www.slideshare.net/

17. http://www.ussa.edu/

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта