Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

В наши дни происходят масштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играет стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.
Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи.
В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.

Содержание

Введение
1. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту
1.1 Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества
1.2 Основные понятия предмета «Информационные технологии в физической культуре и спорте»
1.3 Основные направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте
2. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта
2.1 Учебный процесс
2.2 Спортивная тренировка
2.3 Спортивные соревнования
2.4 Оздоровительная физическая культура
3. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий
3.1 Информационная подготовленность профессорско-преподавательского состава учебных заведений физической культуры
3.2 Программно-методическое обеспечение учебного процесса и самостоятельной работы студентов
3.3 Создание информационной среды физкультурного образования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат информатика.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ,СПОРТА И ТУРИЗМА

Факультет физической культуры и оздоровительных технологий

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта

 

Магистранта 1 курса

Сивакова Д.А.

 

 

 

 

Студент – исполнитель______________________Д.А. Сиваков

                                                      (подпись)

Руководитель лаборатории___________________Н.Ю. Иванова

                                                       (подпись)

Курсовой руководитель______________________В.В. Ермаков

                                                       (подпись)

Предварительная оценка_______________________

                                                     (прописью)

Итоговая оценка               _______________________

                                                     (прописью)

 

 

 

Смоленск 2013

 

Содержание

 

Введение

1. Особенности использования  информационных технологий в  системе подготовки по физической  культуре и спорту

1.1 Информатизация физкультурного  образования как закономерное  следствие информатизации общества

1.2 Основные понятия предмета  «Информационные технологии в  физической культуре и спорте»

1.3 Основные направления  использования информационных технологий  в физической культуре и спорте

2. Применение информационных  технологий в различных отраслях  физической культуры и спорта

2.1 Учебный процесс

2.2 Спортивная тренировка

2.3 Спортивные соревнования

2.4 Оздоровительная физическая  культура

3. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий

3.1 Информационная подготовленность  профессорско-преподавательского состава  учебных заведений физической  культуры

3.2 Программно-методическое  обеспечение учебного процесса  и самостоятельной работы студентов

3.3 Создание информационной  среды физкультурного образования

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

В наши дни происходят масштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях  играет стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.

Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов  и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное  обеспечение, периферийные устройства и системы связи.

В последнее время в  Российской Федерации происходит процесс  формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы  образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный  специалист любого профиля должен уметь  получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств  информационных технологий. Это в  полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование информационных и коммуникационных технологий в  системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту

 

1.1 Информатизация физкультурного  образования как закономерное  следствие информатизации общества

 

В конце XX – начале XXIв. Произошел переход развитых стран от индустриального общества к информационному. Термин «информационное общество» появился во второй половине 60-х гг. XX в. Наряду с ним используются и другие термины: «Информационный век», «общество знания», «технотронное общество», «инфосфера», «постиндустриальное общество» и ряд других. Во многом по своему значению они совпадают с понятием «информационное общество», однако не обладают его широтой и универсальностью. Поэтому в настоящее время термин «информационное общество» является наиболее распространенным.

В информационном обществе информация приобретает характер капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование которой зависит  от успешного решения комплекса  проблем, связанных с обработкой информационного потока, развитием  информационной индустрии и рыночных информационных систем.

Таким образом, основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники, которое определяет следующие  изменения, свидетельствующие о  наступлении «эпохи информационного  общества»:

- информация преобретает глобальный характер;

- на движение информационных  потоков уже не оказывают существенного  влияния государственные границы  и различные барьеры, попытки  ограничить свободное распространение  информации наносят вред государству,  стремящемуся ввести такого рода  ограничения;

- значительно возрастают  возможности сбора, хранения, передачи  информации и доступа к ней;

- растет влияние информации  на развитие различных сфер  человеческой деятельности;

- углубляется процесс  децентрализации общества;

- происходит переход к  новым формам занятости;

- осуществляется процесс  формирования новых трудовых  ресурсов за счет увеличения  количества занятых в информационной  индустрии.

Одним из главных инструментов информатизации общества являются информационные технологии. Они позволяют коренным образом изменить жизнедеятельность  каждого человека. Разработка стратегии  развития и использования информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности является одной из ключевых проблем стратегического планирования как на национальном, так и на глобальном уровне.

Темпы и направления перемен  на нынешнем этапе определяются уже  не вычислительной техникой, возможностями  телекоммуникаций и программными средствами, а людьми, их запросами, проблемами, готовностью к переменам. В связи  с этим следует особо подчеркнуть  актуальность информации сферы образования, в том числе и физкультурного образования. Процесс информатизации образования предполагает использование  возможностей современных информационных технологий, методов и средств  информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного  процесса, а также повышение его  эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни  в условиях информатизации общества.

Главной целью информатизации является качественное преобразование системы образования в направлении  подготовки граждан к жизни в  информационном мировом обществе. Она  достигается путем формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих каждому члену общества потенциальную  возможность свободного доступа  и взаимодействия с законодательно открытой информацией с помощью средств информатизации, адекватных современному уровню научно-технического и экономического развития конкретного государства.

В связи с этим предъявляются  определенные требования к системе  образования, образовательному процессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, а также  к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам  их внедрения в учебно-тренировочный  процесс.

Удовлетворение этих требований должно привести к созданию принципиально  новой информационной культуры, предполагающей наличие умения использовать соответствующим  образом весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный  специалист любого профиля должен уметь  получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств  информационных технологий.

Таким образом, вопросы овладения  современными информационными и  коммуникационным технологиями их использование  становится одним из основных компонентов  профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста  в области физической культуры и  спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов, направленных на овладение необходимыми знаниями, а также накопления личного опыта их использования в профессионально- педагогической и спортивной деятельности.

Решая задачи информатизации учебно-тренировочного процесса, следует  четко определить следующее:

- где и с какой целью  использовать возможности персонального  компьютера, информационных и коммуникационных  технологий;

- какие программные продукты  должны обеспечить решение задач  информатизации учебно-тренировочного  процесса;

- как создавать и использовать  в профессионально-педагогической  деятельности специалистов по  физической культуре и спорте  программно-педагогические средства;

- каким образом вести  поиск, обработку, хранение, передачу  и представление учебной и  научно-методической информации  в области физической культуры  и спорта средствами современных  информационных и коммуникационных  технологий.

 

1.2 Основные понятия предмета  «Информационные технологии в  физической культуре и спорте»

 

Информатизация общества, а следовательно, и многих сфер человеческой деятельности влечет за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов в области владения информационными и коммуникационными технологиями. Потребность большинства членов современного общества в познании и реализации возможностей этих технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определения еще и тем, что постоянно развивающиеся научные, производственные и образовательные технологии приобретают все большую зависимость от информационных технологий, на базе которых они создаются и совершенствуются.

Активное внедрение средств  информационных технологий предполагает использование определенного понятийного  аппарата, который можно считать  устоявшимся. Рассмотрим ряд понятий  и терминов, получивших в последние  годы распространение в сфере  информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации , осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация физкультурного образования – процесс обеспечения  сферы физической культуры методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в  комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информационная технология – практическая часть научной  области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования  и продуцирования информации для  получения определенных, заведомо ожидаемых  результатов.

Средства информационных и коммуникационных технологий в  физической культуре и спорте –  программное, программно-аппаратные и  технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных  средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Средства информатизации и коммуникации физкультурно-образовательного назначения – средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Инструментальное программное  средство – программное средство, предназначенное для конструирования  программных средств учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных  включений.

Программно-педагогические средства в физической культуре и  спорте – программные средства, в которых отражается некоторая  предметная область, в той или  иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для  осуществления различных видов  учебной деятельности. Программно-педагогические средства используются в учебно-тренировочном  процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение программно-педагогических средств ориентировано: на решение  определенной учебной проблемы, требующей  ее изучения или разрешения; осуществление  некоторой деятельности с объектной  средой; осуществление деятельности в конкретной предметной среде. Современные  программно-педагогические средства реализуются  на базе технологии мультимедиа.

Информация о работе Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта