Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:59, реферат
Здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Вместе с режимом
деятельности учитывается режим
питания, что очень важно для
развития детей. В питание должны
входить все необходимые
Урок – основная
форма физического воспитания
Урок физической
культуры является основной и обязательной
формой физического воспитания в
школе-интернате №11. На уроке ученики
получают необходимый минимум знаний,
умений и навыков, предусмотренных
программой по физической культуре для
глухих детей, повышают уровень своего
физического развития.
Структура урока
физкультуры в школе включает
3 части: подготовительную, основную и
заключительную. Каждая из них имеет
свое обоснование и содействует
решению задач урока.
Программа состоит
из разделов: теоретические сведения,
гимнастика с элементами ритмики, легкая
атлетика, лыжная подготовка, подвижные
игры, плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения
сообщаются учащимся в процессе изучения
физических упражнений на уроке так,
как эти сведения способствуют усвоению
учебного материала. На занятиях гимнастики
дети должны овладеть навыками: в простейшем
построении и перестроении; ходьбе,
бега по прямой и с изменением направления
и скорости передвижения, лазания; перелезания;
техники прыжка и метания. Общеразвивающие
гимнастические упражнения направлены
на воспитание координации движений
и развития двигательных качеств.
Упражнения на формирование
правильной осанки направлены на воспитание
и исправление дефектов опорно-двигательного
аппарата. Физические упражнения, выполненные
в воде, также способствуют формированию
правильной осанки.
В разделе лыжной
подготовки предусмотрено обучение
детей простейшей технике спусков,
подъемов на пологие склоны и передвижению
по ровной местности. Уроки проводятся
при температуре не ниже -12 ° С.
Подвижные игры позволяют
совершенствовать технику основных
движений в более сложных условиях.
Необходимо выбрать те игры, которые
способствуют развитию чувства равновесия,
двигательной координации, зрительной
ориентации, внимания, скорости движения,
навыков бега, метания, прыжков, лазания,
перелезания.
При организации
и проведении всех видов физических
упражнений, в том числе и подвижных
игр, учитель должен постоянно находиться
в поле зрения всех учащихся для
того, чтобы они могли видеть сигналы,
движения и речь учителя.
Речевой материал дается
во время изучения и совершенствования
упражнений и включает в себя словарь
и фразеологию.
Оценка успеваемости
на уроках физкультуры в начальной
школе выставляется в форме текущего
учета за качество исполнения упражнений
и за выполнение требований по программе.
Физические упражнения
в режиме дня школы
Гимнастика до занятий
в школе-интернате №11 решает задачи:
организует учащихся в начале учебного
дня, повышает работоспособность учеников
на первых уроках, предупреждает искривление
осанки. С этой гимнастики должен начинаться
учебный день, она является составной
частью физкультурно-оздоровительной
работы школы. Ее цель — оптимизировать
уровень возбудимости и функциональной
подвижности центральной
Организация проведения
включает: определение мест каждому
классу и отдельному ученику на площадке
и в помещении (но не в классе).
Лучше всего проводить
Проводят гимнастику
по классам (1 – 3, 4 – 6, 7 – 8) или с
каждым классом отдельно.
Основным положением
методики являются составление комплекса,
состоящего из 5 – 7 упражнений динамического
характера, воздействующего на все
группы мышц; правильное выполнение упражнений
— с особым вниманием к осанке
и дыханию, чего легче достичь, используя
наглядность.
Комплексы должны постоянно
обновляться, их характер и интенсивность
выполнения соответствовать времени
года. Продолжительность не более 15
минут. Учитель, проводивший первый
урок, должен находиться в это время
около класса, наблюдать за порядком,
правильным выполнением упражнений
и при необходимости оказывать
помощь.
Цель этих двух форм
— вернуть уставшему ребенку
работоспособность, внимание, снять
мышечное и умственное утомление, предупредить
нарушение осанки.
Организация включает
подготовку помещения (открытие окон,
форточек) и учащиеся для выполнения
упражнений выходят из-за парт, ослабляют
пояса, воротники.
В школе №11 проводятся
физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно
уделяется большое внимание в
начальном звене, где на каждом уроке
при появлении признаков
В течение урока
в младших классах учителя
проводят 2 – 3 паузы.
Требования при
проведении этих форм следующие:
- упражнения не
должны быть трудными для
- упражнения должны
быть комбинированными;
- упражнения должны
легко дозироваться, не вызывать
утомления, не включать
- в основном используют
общеразвивающие упражнения;
- при подборе упражнений
учитывать эффект наслоения;
- необходимо правильно
чередовать упражнения для
- если даются два
упражнения для одной и той
же группы мышц, то второе упражнение
или вторая часть сложного
упражнения должна быть для
мышц антагонистом;
- необходимо чередовать
характер физических усилий;
- целесообразно менять
упражнения в комплексах не
все сразу, а постепенно
- желательно использовать
метод слитного проведения.
Подбор упражнений
для физкультурной паузы
Различают укороченные
и полные физкультурные минутки,
динамического и локального характера.
Укороченная состоит из одного упражнения;
1 – 4 класс — 3 – 4 упражнения, в 5 классе
и старше до 5 упражнений. Дозировка:
3 – 4 раза в младшем звене, а в
старшем 4 – 6 раз. В течение дня
проводят 2 – 3 раза. Комплекс включает
упражнения для мышц рук, ног, спины.
Физические упражнения
и подвижные игры на удлиненных переменах
проводятся в качестве активного
отдыха с целью снижения утомления,
возникшего в результате учебной
деятельности и повышения умственной
работоспособности. Они содействуют
формированию положительного отношения
к организованной коллективной деятельности,
повышению объема умений и навыков
самостоятельных занятий
Этот вид активного
отдыха проводится на большой перемене.
Для успешного проведения физических
упражнений и игр необходимо учитывать
возрастные особенности детей и
подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов
используются групповые и простейшие
командные подвижные игры, в 3 – 4
классах проводятся командные игры
и эстафеты, эффективными являются
сюжетные игры. Важно помнить, что
младшие школьники охотнее
Интерес и физические
возможности мальчиков и
Игры и физические
упражнения на переменах следует
проводить на открытом воздухе. Игры
подбираются простые или ранее
известные, средней и малой интенсивности.
Рекомендуется использовать командные
игры, подходящие к спортивным, такие
например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему»,
«Передал – садись», «Пионерская
лапта», «В четыре стойки», а также
упражнения из спортивных игр и такие
спортивные игры, как например, настольный
теннис, бадминтон, пионербол, волейбол,
соревнования на точность броска мяча
в кольцо.
Этот вид активного отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.
Самостоятельные занятия
физическими упражнениями
Утренняя гимнастика
— одно из основных средств оздоровления
и повышения работоспособности.
Исполнение этой формы должно быть
сознательным и реально осуществимо.
Утренняя гимнастика — ценное средство
для повышения
Задачи утренней
гимнастики: 1) ликвидировать застойные
явления; 2) размять суставы и мышцы;
3) активизировать деятельность сердечной
и других систем.
Действие Утренней
гимнастики: ежедневное занятие улучшает
физическое развитие, совершенствует
осанку, координационные способности
и качества. После сна привести
организм в состояние бодрствования,
улучшить обменные процессы, подготовить
мышечную систему и двигательный
аппарат к предстоящей
Утренняя гимнастика
обеспечивает настройку организма
на работу и создание условий дня
быстрого врабатывания, изменяется деятельность
органов кровообращения и дыхания.
В школе №11 утренняя
гимнастика включена в режим дня
школьников. Контролирует это мероприятие
учитель физкультуры.
После подъема все
ученики выполняют: младшие школьники
бег вокруг школы, а старшеклассники
— бегают в бору. Такая утренняя
гимнастика проводится в течение
всего учебного года.
В период, когда дети
не заняты уроками, в режиме дня есть
время, когда все учащиеся могут
самостоятельно заниматься тем, чем
им нравится.
Находясь на практике
в школе №11, я заметила, что
в свободное время, будь это перемены
или после уроков, дети приходят
в спортивный зал и играют в
теннис. Нужно заметить, что играют
не только мальчики, но и девочки. Находясь
в спортзале, они учат друг друга,
старшие — младших держать
правильно теннисную ракетку
и передавать друг другу теннисный
мячик. В школе проводятся соревнования
по этому виду между классами и
отдельными учащимися.
В школе очень
заметно прогрессирует лыжный вид
спорта, так как в начале учебного
года выдаются лыжные принадлежности
детям, которые в свободное время
занимаются лыжным спортом. Бегают они
в бору. Эти дети принимают участие
в соревнованиях различного типа
и занимают призовые места.
В школе каждый ребенок самостоятельно занимается какой-либо спортивной или физической деятельностью.
Внеурочные формы
физического воспитания
Организуется для
школьников подготовительной медицинской
группы или имеющих те или иные
отклонения в состоянии здоровья.
Основная задача
ЛФК — укрепление здоровья занимающихся,
повышение их физической кондиции с
целью перевода в основную группу.
Занятия проводят методисты ЛФК
или учитель физкультуры.
В школе №11 также
проводят занятия ЛФК. В основном
задействованы дошкольники и
младшие школьники. На практике я
проводила занятия ЛФК в
Занятия проводила
как в спортзале, так и на свежем
воздухе, но решалась одна и та же задача:
исправление осанки. На проведение
ЛФК отводилось время с 15.00 до 16.00
часов.
Детей с отклонением
в слухе, а тем более в таком
возрасте трудно организовать, но с
помощью методиста и интересных
игр удавалось настроить на работу.
ЛФК изучает особенности
влияния средств физического
воспитания на организм ребенка, темпы
роста, развитие при патологических
состояниях, а также разрабатывает
методику лечебной физкультуры при
различных дефектах развития заболевания
и травмы у детей.