Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа
Цель исследования: разработать систему игровых заданий, обеспечивающих формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, обосновать и эмпирически проверить.
Задачи исследования:
1. В ходе анализа литературы выявить психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки.
2. Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ………………………………………………...5
1.1 Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки…………………………………………………………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………………………………………….7
1.3 Пути и условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр…………………………………………………………..9
1.3.1 Педагогические условия организации и проведения подвижных игр……………………………………………………………………………………9
1.3.2 Соблюдение правил игры……………………………………………..11
1.3.3 Педагогически грамотное распределение ролей…………………….11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………14
2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...14
2.2 Формирование самооценки дошкольников в процессе игры….…..17
2.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через подвижные игры на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...25
С целью выявления уровня самооценки у детей после проведенной коррекционной работы мы организовали контрольный эксперимент, используя те же методики, что и в констатирующем:
1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка».
2. Методика «Какой я?».
1. При повторном проведении
методики Марцинковской Т.Д.
2. При повторном проведении методики «Какой я?» мы получили следующие результаты. Очень высокого уровня не оказалось ни у одного ребенка. Высокий уровень самооценки присутствует у 5 детей, причем, если при проведении констатирующего эксперимента сумма баллов колебалась от 8,5 до 9,5, то при вторичном исследовании она составила 8 – 8,5 баллов. На среднем уровне оказалось 5 детей, где сумма набранных баллов 7 – 7,5. (см. Приложение № 4).
Вывод по II главе
Таким образом, в ходе проведенной повторно диагностики мы видим, что самооценка стала более адекватной во всех случаях. В этом случае мы склонны утверждать, что разработанный нами комплекс подвижных игр оказывает положительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Это стало возможным в виду того, что игры подобраны с условием, что дети должны выбрать водящего, т.е. в ходе эксперимента каждый ребёнок смог быть не только в роли играющего, но и в роли «главного» в игре, что положительно повлияло на самооценку застенчивых детей. И наоборот, дети, которые всегда проявляли активность, были водящими, смогли получить удовольствие от игры «на другой стороне», что позволило сменить уровень самооценки с завышенного на адекватный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвижные игры можно воспринимать
как повседневную детскую забаву,
удовлетворяющую потребность
Перечисленные качества помогут
ребёнку комфортно чувствовать
себя не только в знакомом коллективе
сверстников, где на первое место
выйдет учебная деятельность, которая
также требует
По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.
Таким образом, самосознание
и отношение к другим неразрывно
связаны и взаимообусловливают
друг друга; на всех этапах возрастного
развития отношение к другим отражает
особенности становления
Проведя контрольный эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценку дошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для детей данного возраста, но дело в том, что дошкольник не может оценить себя и свои поступки адекватно в силу того, что еще не очень хорошо дифференцирует моральные нормы социума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых дети рассмотрели и научились оценивать принципы поведения и взаимодействия в обществе.
При повторном проведении
методик, использованных при проведении
констатирующего эксперимента, мы получили
следующий результат –
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение №1
Протокол исследования к методике Марцинковской Т.Д. «Лесенка»
№ п/п |
Имя ребёнка |
№ ступеньки, куда бы поставили: | |||
сам |
мама |
папа |
воспитатель | ||
1. |
Саша П. |
7 |
4 |
6 |
5 |
2. |
Алиса Ю. |
7 |
7 |
7 |
7 |
3. |
Миша С. |
7 |
7 |
7 |
4 |
4. |
Соня Л. |
7 |
7 |
7 |
7 |
5. |
Лера М. |
4 |
5 |
6 |
7 |
6. |
Денис Х. |
7 |
4 |
5 |
6 |
7. |
Стася И. |
7 |
5 |
4 |
6 |
8. |
Леша Л. |
5 |
5 |
7 |
6 |
9. |
Рома Л. |
7 |
5 |
3 |
4 |
10. |
Костя К. |
5 |
6 |
7 |
4 |
Приложение №2
Протокол исследования к методике «Какой я?»
№ п/п |
Имя ребёнка |
Критерии | ||||||||||
Хороший |
Добрый |
Умный |
Послушный |
Внимательный |
Вежливый |
Умелый |
Честный |
Смелый |
Аккуратный |
Баллы | ||
1 |
Денис Х. |
Да |
Да |
Да |
Иногда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
9,5 |
2 |
Соня Л. |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
10 |
3 |
Лера М. |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
10 |
4 |
Миша С. |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
10 |
5 |
Саша П. |
Иногда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
9,5 |
6 |
Алиса Ю. |
Да |
Да |
Да |
Иногда |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Иногда |
8,5 |
7 |
Стася И. |
Да |
Иногда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
9,5 |
8 |
Леша Л. |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
10 |
9 |
Рома Л. |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
10 |
10 |
Костя К. |
Иногда |
Да |
Да |
Иногда |
Иногда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
8,5 |
Приложение №3
Протокол исследования к методике Марцинковской Т.Д. «Лесенка»
№ п/п |
Имя ребёнка |
№ ступеньки, куда бы поставили: | |||
сам |
мама |
папа |
воспитатель | ||
1. |
Саша П. |
5 |
7 |
7 |
5 |
2. |
Алиса Ю. |
5 |
7 |
6 |
5 |
3. |
Миша С. |
5 |
7 |
5 |
4 |
4. |
Соня Л. |
6 |
7 |
7 |
6 |
5. |
Лера М. |
5 |
6 |
6 |
6 |
6. |
Денис Х. |
5 |
5 |
5 |
6 |
7. |
Стася И. |
5 |
6 |
6 |
6 |
8. |
Леша Л. |
5 |
7 |
7 |
5 |
9. |
Рома Л. |
5 |
6 |
4 |
4 |
10. |
Костя К. |
5 |
6 |
6 |
4 |
Приложение №4
Протокол исследования к методике «Какой я?»
№ п/п |
Имя ребёнка |
Критерии | ||||||||||
Хороший |
Добрый |
Умный |
Послушный |
Внимательный |
Вежливый |
Умелый |
Честный |
Смелый |
Аккуратный |
Баллы | ||
1 |
Денис Х. |
Не всегда |
Не всегда |
Да |
Иногда |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Иногда |
7,5 |
2 |
Соня Л. |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Да |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
8,5 |
3 |
Лера М. |
Да |
Не всегда |
Да |
Иногда |
Не всегда |
Не всегда |
Да |
Да |
Иногда |
Не всегда |
7 |
4 |
Миша С. |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Да |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
8,5 |
5 |
Саша П. |
Иногда |
Да |
Да |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Не всегда |
8 |
6 |
Алиса Ю. |
Да |
Не всегда |
Да |
Иногда |
Не всегда |
Не всегда |
Да |
Да |
Не всегда |
Иногда |
7 |
7 |
Стася И. |
Да |
Иногда |
Да |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Не всегда |
7,5 |
8 |
Леша Л. |
Иногда |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Да |
Да |
Не всегда |
Да |
Не всегда |
8 |
9 |
Рома Л. |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
Не всегда |
Не всегда |
Да |
Да |
Да |
Не всегда |
8 |
10 |
Костя К. |
Иногда |
Да |
Да |
Иногда |
Иногда |
Не всегда |
Да |
Да |
Не всегда |
Не всегда |
7 |
Информация о работе Формирование самооценки в процессе подвижных игр старших дошкольников