Формирование самооценки в процессе подвижных игр старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему игровых заданий, обеспечивающих формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, обосновать и эмпирически проверить.
Задачи исследования:
1. В ходе анализа литературы выявить психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки.
2. Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ………………………………………………...5
1.1 Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки…………………………………………………………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………………………………………….7
1.3 Пути и условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр…………………………………………………………..9
1.3.1 Педагогические условия организации и проведения подвижных игр……………………………………………………………………………………9
1.3.2 Соблюдение правил игры……………………………………………..11
1.3.3 Педагогически грамотное распределение ролей…………………….11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………14
2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...14
2.2 Формирование самооценки дошкольников в процессе игры….…..17
2.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через подвижные игры на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.96 Кб (Скачать)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ………………………………………………...5

1.1 Психолого-педагогический  подход к сущности понятия  самооценки…………………………………………………………………………5

1.2 Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………………………………………….7

1.3 Пути и условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр…………………………………………………………..9

1.3.1 Педагогические условия организации и проведения подвижных игр……………………………………………………………………………………9

1.3.2 Соблюдение правил игры……………………………………………..11

1.3.3 Педагогически грамотное распределение ролей…………………….11

ГЛАВА 2.   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………14

2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...14

2.2 Формирование самооценки дошкольников в процессе игры….…..17

2.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через подвижные игры на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования………………………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...25

 

ВВЕДЕНИЕ

Самооценка начинает формироваться  лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже  понимает, что он умеет делать; осознает не только свои действия,  но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые  инструкции, требования взрослых, сознательно  выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его  интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует  создавать ситуации, которые ставили  бы его перед необходимостью реалистически  оценивать свои способности.

Помимо эффективного влияния  на укрепление здоровья, повышение  выносливости детского организма и  совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

В связи с вышесказанным  я посчитала актуальным рассмотрение специфики вопроса взаимосвязи  подвижной игры и самооценки у  детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать систему игровых заданий, обеспечивающих формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, обосновать и эмпирически проверить.

Объект исследования: подвижные игры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование самооценки в процессе подвижных  игр детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи исследования:

1. В ходе анализа литературы выявить психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки.

2. Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

3. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр будет эффективным, если обеспечить:

а) активное проведение коллективных подвижных игр, в которых присутствует роль водящего;

б) соблюдение правил игры;

в) педагогически грамотное распределение ролей.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

    1. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки

Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что  новорожденные и младенцы не имеют  четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].

Младенец не знает, где  кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что  он, его мысли и поступки управляют  миром.

Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него. В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них  постепенно складывается определенная самооценка.[12]

При сравнении ребенок, как  правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: 'Какой  хороший мальчик, он моет руки'. Сравнивая  себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории  себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие 'границы', поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка  может возникнуть чувство стыда  и сомнения в собственных способностях.

Так, у маленького ребенка  формируется чувство гордости, чувство  стыда, уровень притязания. К 4-5 годам  многие дети могут правильно оценивать  себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие  перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности. Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок впитывает оценки своих качеств взрослыми.[13]

Самооценка является центральным  звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.[5] 

1.2 Особенности  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение  между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности  и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение  в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой  к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного  обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает  на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как  субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой  деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство  неудовлетворенности. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение  к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к  успеху и высоким достижениям, а  для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии —  способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у  детей дошкольного возраста рассматривается  как отклонение в развитии личности.

С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются  и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается  их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение  к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает  стабильность.

 

1.3 Пути и условия  формирования самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр

1.3.1 Педагогические условия организации и проведения подвижных игр

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в  том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень  активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в нее и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

С детьми этой группы можно  организовывать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для  дошкольника действия («Черепаха-путешественница»), либо совершать простые действия, от точности и аккуратности, которых  будет зависеть результат игры («Водонос»,  «Городки»).

 При проведении игр  показать дошкольникам важность  соблюдения правил и постараться  сделать так, чтобы они получили  удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более  робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала - они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая сначала  в ней пассивную роль, он постепенно заряжается от взрослого и сверстников интересом к игре, и, через некоторое время, начинает сам проявлять инициативу.

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат  которых будет зависеть от сосредоточенности  и ловкости («Городки», «Рыбаки и  рыбки»), от внимания («Водяной»).

Иногда, полезно сыграть  на самолюбие детей, выразив сомнения в их силе и ловкости (но в конце  игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребенка).

В результате детского самоощущения проходит несколько этапов: « Я  хочу, но боюсь»; «Я попробую, вдруг  получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать  наравне со сверстниками. Даже при  многократном повторении игры, они, из-за страха перед своей неумелостью, не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в  личном контакте с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная игра с ними не эффективна. Для нормального психологического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игру с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей  занижена самооценка и педагогу потребуется  больше времени, чтобы ребёнок в  своем самоощущении перешел от мысли  «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности  «Я могу! У меня получится!».

Информация о работе Формирование самооценки в процессе подвижных игр старших дошкольников