Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 СПОРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ…………..4
ГЛАВА 2 НРАВСТЕННО – ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ…………………………………………………….7
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ………………….9
ГЛАВА 4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ…………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 5 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ……………………………………….....16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

  Охрана  собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

  Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

  Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

  Здоровый  образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

         По определению Всемирной организации здравоохранения (BО3) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

  Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном)

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

  Нравственное  здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

      Здоровый  и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

    Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил  организма. Гармония психофизических  сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».  
 

ГЛАВА 4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ  КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 

     Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:

  – слабое физическое развитие подростков;

  – отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;

  – отсутствие у юношей физической и психологической выносливости;

  – отсутствие культа здорового образа жизни.

  Актуальность  проблемы обусловлена тем, что у  части выпускников средних школ оказываются слабо сформированными  такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм. [4, с. 105]

  Мощный  оздоровительный потенциал физической культуры и спорта дает возможность  в формировании морально-волевых  качеств подростков и гармонично развитой личности.

  Занятия физической культурой и спортом  оказывают общее профилактическое воздействие на организм человека, повышают уровень его здоровья.

  Физические  упражнения на организм подростка оказывают: 

  а) психологическое влияние;

  б) физическое влияние.

  Занятия физической культурой укрепляют  нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими  словами они положительно содействуют  на все системы и органы тела человека. Когда мы двигаемся усиленно, работают все наши мышцы. Чтобы увеличить приток крови к работающим мышцам, активируется работа сердца.

  Работы  великих физиологов И.М. Сеченева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления, которые наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение – это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ.

  Систематические физические упражнения успешно разрешают  такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, которые  необходимы для трудовой жизни, для  здоровья. Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и  воспитывают эмоционально-волевую  сферу. Поэтому сочетание физических нагрузок с психо-эмоциональным  развитием личности – необходимое  условие преподавания физической культуры на современном этапе.

  Как уже говорилось, воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и  специфические его проявления (волевые  качества). Надо развивать не абстрактную  волю и даже не абстрактную «силу  воли», а конкретные компоненты воли и конкретные проявления «силы воли» (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание  этого приводит, например, к таким  весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закаливать проявления «силы воли» (волевые  качества), причем специфичными для  них методами. Непонимание этого  приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т.п.)» [3, с. 120]

  Таким образом, при воспитании человека и  его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность.

  Формирование  морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой  ситуации, независимо от ее специфики. Он не только стимулирует силу воли, но и определяет смысл ее проявления. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям  такую направленность, которая позволяет  человеку, по словам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и сами преодолеваемые человеком трудности получают другой эмоциональный оттенок: человек начинает испытывать «приятную усталость», «упоение опасностью» и другие эмоции, которые становятся амбивалентными, т.е. отражают два, казалось бы, противоположных переживания. При этом необходимо формировать волевые умения: приемы самоубеждения, самоободрения, самоприказа.

  Воля  имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и  нравственных принципов. Связь волевых  качеств с нравственными подчеркивается в исследовании В.Е. Турина, рассматривающего уровни морально-волевой активности подростков. А.В. Веденов отмечает, что «всякое воспитание воли самой по себе, в отрыве от нравственного воспитания, всегда приводит к воспитанию эгоистической воли, противоестественной для человека». Автор делает акцент на формировании волевых качеств через нравственные отношения в коллективе. В работах Н.И. Решетень, О.А. Черниковой и др., подчеркивается необходимость изучения проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе спортивной деятельности, как стержневого вопроса воспитания, определяющего нравственное развитие личности подростка. Из совокупности проблем нравственного воспитания подростков, рассматриваемых в исследованиях Ю.Ф. Буйлина, А.А. Дергач, А.А. Тер-Ованесяна, Н.Е. Шурковой и др., можно выделить некоторые аспекты воспитания нравственно – волевых качеств в процессе спортивной деятельности. Это, прежде всего, формирование у подростков этических понятий, становление нравственного сознания и моральной зрелости в поведении, выработка устойчивых нравственных убеждений и идеалов. В исследованиях К.П. Жарова, А.Ц. Пуни, М.Я. Набатниковой и др. показано, что процесс нравственного воспитания школьников тесно связан с их физическим развитием.

  Вместе  с тем работ посвященных формированию у школьников морально-волевых качеств  в спорте сравнительно мало (С.А. Алексеев, Н.М. Богатырев, Ю.И. Зотов, В.Н. Казанцев, Ю.П. Мальцев, А.И. Михеев, В.П. Шевченко и др.). На экспериментальном материале вскрывается связь между нравственными качествами воспитанников и уровнем их самостоятельности (Н.М. Богатырев), отношением к нравственным знаниям (Ю.И. Зотов), содержанием нравственных идеалов.

  Исследование  роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у школьников цели и мотивы самовоспитания, возникновение  новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у  подростков новых психических качеств  обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности  самовоспитания. При этом волевая  активность подростка является необходимым  компонентом, целью, результатом, главным  двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и  средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя  потенциальные резервы личности подростка на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности подростка  выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного  самовоспитания.

  Одним из условий повышения эффективности  формирования у подростков морально-волевых  качеств при занятиях спортом  является взаимодействие субъектов  деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик – педагог (тренер) – детский спортивный коллектив».

  Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности  перед товарищами, коллективом. Их наличие  определяет развитие и других морально-волевых  свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость.

  При занятиях спортом подростков, где  формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих  товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Наряду с этим занятия спортом  позволяют школьникам развивать  у себя быстроту, ловкость, силу, упорство

  Для реализации этих целей педагогу-тренеру  необходимо приложить немало усилий, направленных на развитие у юных спортсменов  способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с  нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические  решения, проявлять морально-волевую  готовность к преодолению трудностей.

  Важно, чтобы каждый ученик осознал необходимость  физической подготовки, стремился овладеть знаниями о путях и средствах  физического совершенствования. Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков.

ГЛАВА 5 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

 

      Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент. Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, так как в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

Информация о работе Формирование психических качеств в процессе физического воспитания