Формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся 12-13 лет посредством спортивных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:14, реферат

Описание работы

Уроки физкультуры проводятся, в основном, в направлении «механического» освоения двигательных умений и навыков, не создают предпосылки к непрерывному физическому совершенствованию, не формируют гуманистического направления, опыта сотрудничества и общения. Школьники не овладевают способами творческого применения полученных знаний в своей жизни, а главное – не получают устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, как к способу удовлетворения своих двигательных потребностей, сохранения и укрепления здоровья.

Содержание

Актуальность проблемы-----------------------------------3 стр.
Задачи исследования---------------------------------------4 стр.
Этапы работы------------------------------------------------4 стр.
Анализ исследования---------------------------------------5 стр.
Выводы--------------------------------------------------------5 стр.
Практические рекомендации------------------------------6 стр.
Список литературы------------------------------------------7 стр.
Приложение

Работа содержит 1 файл

формирование интереса у учащихся посредством игр.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

    Мяндигинская  средняя общеобразовательная школа  имени П.И.Караканова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формирование  мотивации к занятиям физической культурой  у учащихся 12-13 лет  посредством спортивных игр 
 

                               Выполнил: учитель физкультуры

                                Иванов Иннокентий Васильевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2008 год 
 

    Содержание: 
 
 
 
 

  1. Актуальность  проблемы-----------------------------------3 стр.
  2. Задачи исследования---------------------------------------4 стр.
  3. Этапы работы------------------------------------------------4 стр.
  4. Анализ исследования---------------------------------------5 стр.
  5. Выводы--------------------------------------------------------5 стр.
  6. Практические рекомендации------------------------------6 стр.
  7. Список литературы------------------------------------------7 стр.
  8. Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формирование  мотивации к занятиям физической культурой у учащихся 12-13 лет посредством  спортивных игр 

    Современные программы школьного физического  воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной потребности к занятиям физической культурой.

      Приоритетным становится воспитание  молодого человека как личности, с наиболее полным учетом его природных задатков и индивидуальных потребностей. Такой подход, как правило, реализуется через локализацию учебного воздействия при помощи определенных методов организации занятий, применения нетрадиционных средств, приспособлений и тренажеров. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формированию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями. Проблема потребностей и интересов отличается чрезвычайной важностью в связи с тем, что они являются исходными детерминантами любого вида деятельности.

    В последние годы отмечается тенденция  ухудшения здоровья подрастающего  поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, снижен интерес к урокам физкультуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических и сексуальных расстройств. По мнению В.Д. Сонькина, ухудшение физического и психического здоровья детей и учащейся молодежи – это не только результат сложнейших социально-экономических процессов, которые происходят в нашей стране, но и следствие провалов в существующей системе школьного физического воспитания.

    Уроки физкультуры проводятся, в основном, в направлении «механического»  освоения двигательных умений и навыков, не создают предпосылки к непрерывному физическому совершенствованию, не формируют гуманистического направления, опыта сотрудничества и общения. Школьники не овладевают способами творческого применения полученных знаний в своей жизни, а главное – не получают устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, как к способу удовлетворения своих двигательных потребностей, сохранения и укрепления здоровья.

    Немаловажен и тот факт, когда даже родители не заинтересованы в физическом воспитании своих детей, социум не в полной мере осознает значение физического воспитания школьников. Зачастую даже сами учителя физической культуры не интересуются в чем ходят на занятия учащиеся, есть ли у них в наличии спортивная форма, соблюдают ли они режим школы, личный режим. Образовательный стандарт, и современные программы предъявляют высокие требования к уровню знаний учащихся, но в существующих условиях, данным объемом знаний учащиеся овладеть не могут. Это обусловлено плохой материально - технической базой школ, отсутствием методических рекомендаций по формированию знаний, слабой подготовленностью учителей физической культуры в теоретических вопросах.

    Исходя  из вышесказанных фактов, мы определили цель нашей работы: обоснование комплекса  педагогических условий формирования мотивации к занятиям физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ посредством спортивных игр.

    Для решения данной проблемы поставлены следующие задачи: 

    1. Изучить степень  разработанности проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой в Мяндигинской средней общеобразовательной школе имени П.И.Караканова;
    2. Выявить стимулирующие факторы формирования мотивации у школьников к занятиям физической культурой;
    3. Разработать практические рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культурой учащихся сельских школ на основе изучения данной проблемы в Мяндигинской средней общеобразовательной школе имени П.И.Караканова
 

Этапы работы:

  
  1. Август-сентябрь 2008 года – изучение научно-методической литературы и трудов известных ученых в области физической культуры;

2. Сентябрь 2008 года – проведение анкетирования учащихся 7-8 классов Мяндигинской СОШ;

3. II-IV четверти 2008-2009 года – организационный этап;

4. Сентябрь-октябрь  2009года – аналитический этап 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  исследования

    Анкетирование проводилось в середине сентября 2008 года на базе Мяндигинской средней  общеобразовательной школы имени  П.И.Караканова у 7 классов – 8 учащихся и 8 классов – 14 учащихся. 

    Ответы  учащихся на вопросы анкеты позволяют оценить уровень организации воспитательной работы в области физкультуры:

    На  третий вопрос 70% опрошенных ответили, что у них хорошее здоровье и никто не ответил «очень хорошее  здоровье». На четвертый и пятый  вопросы большинство учащихся показало достаточную осведомленность в вопросах здоровья, но курящие или попробовавшие курить все-таки присутствовали, зарядку по утрам делают только 10% опрошенных и в свободное время большинство играют в компьютер или помогают дома родителям. Занимаются физкультурой и спортом 45% школьников и делают это чтобы добиться высоких результатов, как сказываются занятия на успеваемость в школе затруднились ответить почти все. На вопрос что вам нравиться на уроках физкультуры 90% ответили играть в различные подвижные игры, бегать и прыгать. У 95% учащихся родители не занимаются физкультурой вообще.

    Исходя  из этого, мы делаем вывод, что несмотря на желание учеников присутствовать на уроках физкультуры, желанием поиграть, побегать и попрыгать, потребности к занятиям физической культурой и спортом учащихся довольно на низком уровне. Нет осознания важности роли физической культуры в формировании полезных привычек, научиться управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья. 

    Выводы: 

    1. Путем анализа  ряда научно-методических источников и трудов известных ученых в области  физической культуры (Ж.К.Холодов, В.И.Лях, Н.К.Шамаева и др.) выявили, что  воспитание нового поколения требует  от общества нетрадиционных форм педагогического  воздействия, способных полностью раскрыть все человеческие возможности.
    2. Стимулирующими факторами формирования мотивации является применение в занятиях физической культуры игровых форм, правильная организация образовательного процесса: четкая постановка задач, разнообразие занятий, комбинированность уроков, создание положительного эмоционального фона занятий, а также педагогическое мастерство преподавателя. Немаловажное значение в физическом воспитании учащихся играет семейное воспитание, а также влияние социума.
    3. Одной из главных задач учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается достижимой. В данном случае целью является физическая подготовленность учащихся. При оценке физической подготовленности ученики наглядно ощущают результаты своего труда, что является хорошим стимулом в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
 

Практические  рекомендации 

  1. Работа  по физической культуре в школах должна тщательно продумываться и целенаправленно планироваться для формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством спортивных игр
  2. Систематизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу путем внедрения игровых форм спортивной деятельности для удовлетворения двигательных потребностей обучающихся
  3. При организации физического воспитания детей необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности
  4. Целесообразно во время уроков физкультуры и других общепредметных дисциплин, занятий применять подвижные игры с элементами спортивных игр и комбинированные формы уроков
  5. Проводить мониторинг исследования и оценку физической подготовленности в начале и конце учебного года, с обязательным предоставлением данных учащимся и родителям об отношениях к физическому развитию детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1.  Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
  2. Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 1988. - № 5. – 39 с.
  3. Богданова,  Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 1986.-220с.
  4. Быков,  В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
  5. Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе /

     Э.И.  Волгецкий// Физическая культура в школе. - 1991.- №10. - 40с.

  1. Матвеев, Л.П. -  Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.
  2. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.

8. Настольная  книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с. 

9.Портных, Ю.  И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с. 

10. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Приложение 1 
 

    Вопросы анкеты

      Дорогие ребята! Просим вас ответить  на вопросы о значении для  вас здорового образа жизни  и физической культуры. Прежде чем ответить на вопросы, внимательно прочтите варианты ответов, обведите кружочком номера тех ответов, которые выражают ваше мнение. Заранее благодарим вас! 

  1. В каком  классе учитесь?
  2. Кем работают ваши родители?
  3. Как вы оцениваете свое здоровье?

    -очень хорошее здоровье

    -хорошее  здоровье

Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся 12-13 лет посредством спортивных игр