Мотивация занятий физической культурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

цель работы, выявление мотивационного фактора, влияющего на формирование профессиональных качеств и характера занимающегося с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом. В связи с этим выделяют следующие задачи:
изучение видов мотивации в зависимости от уровня становления интереса к занятиям физической культуры и спорта;
возможность влияния на потребностно-мотивационную сферу занимающегося;
формирование профессионального потенциала под влиянием мотивационного фактора.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ФГОУ СПО «Приморский  политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Физическая  культура»

На тему: «Мотивация занятий  физической культурой и спортом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1041 гр.

                     Д.В. Самарина

Проверил: преподаватель

                  Е.Ф. Тарасова


 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2010

Основным компонентом  здорового образа жизни человека является его личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния. Иначе говоря, личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности.

Естественно, когда человеку (студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью. Физкультурно-спортивная практика уже давно изобрела виды двигательной деятельности (виды спорта, традиционные и нетрадиционные системы физических упражнений), в которых ставятся цели, задачи, определяются средства и методы их решения, фиксируются поэтапные результаты, вносятся соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и т.д.

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный  компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации рассматриваются в единстве.

Итак, цель работы, выявление мотивационного фактора, влияющего на формирование профессиональных качеств и характера занимающегося с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом.  В связи с этим выделяют следующие задачи:

  1. изучение видов мотивации в зависимости от уровня становления интереса к занятиям физической культуры и спорта;
  2. возможность влияния на потребностно-мотивационную сферу занимающегося;
  3. формирование профессионального потенциала под влиянием мотивационного фактора.

Все начинается в дошкольных детских учреждениях и в школе. Здесь следует пояснить, что у  самых младших представителей человеческого рода мотивация воспитывается и формируется на основе естественной потребности в движениях, новых впечатлениях, в новой информации, в общении.

Мотивацию следует различать как  внутреннюю и внешнюю по отношению  к ребенку, школьнику, студенту и к человеку вообще. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Успешная реализация таких мотивов  и целей вызывает у него вдохновение  успехом, желание продолжать занятия  по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе (классу) во время этих занятий.

Вместе с тем как чрезмерно  трудные, так и чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают противоположный  эффект: внутренняя мотивация и интерес  не формируются; в первом случае возникают  эмоции тревожности, неуверенности  в себе, во втором - эмоции скуки и равнодушия. Это признается как нарушение экологического равновесия.

Перечисленные концептуальные положения  относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности и их следует соблюдать  в любой программе по физическому  и физкультурному воспитанию молодежи. Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Активная, целеустремленная деятельность занимающегося не может побуждаться только одними успехами или только одними неудачами. Все должно быть сбалансировано. Поэтому мотивация занятий физической культурой должна носить многоуровневый характер: от дальних перспектив в физическом совершенствовании до ближайших целей и задач, посильных для реализации в данный момент. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть личностно ориентированными.

Для определения, какими мотивами руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними, нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжат занятия - это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы, причем занимающиеся должны быть уверены, что при свободе выбора их решения никто не будет ни поощрять, ни наказывать.

Внешняя мотивация, создается  с помощью педагога, а затем  для достижения эффективного результата она должна перерасти во внутреннюю мотивацию, когда занимающиеся не только активно включаются в процесс выполнения заданий, но сами при этом после окончания занятия не уходят домой, а задают вопросы, высказывают собственное мнение. В результате происходит становление интереса к занятиям физической культурой и спортом, а это своего рода особенность образа жизни, которая в итоге формирует у студента профессиональные навыки, такие как стремление к освоению новых знаний, желание в достижении лучшего результата и самодисциплина. 

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Занятия спортом - это одна из возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования человека.

На основе высокоразвитого  интереса к занятиям физической культурой  и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на ее основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых, производственных условий, возраста человека и развития его личностных качеств.  Так мотивация может способствовать возникновению у человека интереса к саморазвитию и самоорганизации не только своего рабочего дня, но и активного отдыха.

Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни. Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно легко овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных), психологических и психомоторных особенностей человека, которых изменить никто не может: они определены генетической природой.

Таким образом, в последнее  время мотивационный фактор стал приобретать все большее значение, поскольку, уделяя внимание индивидуальным особенностям занимающегося возможно подобрать такой комплекс упражнений, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это в дальнейшем порой даже не заметно для самого студента, способствует формированию его профессиональных качеств. 

Поэтому мотивационный фактор является на данный момент наиважнейшим, что в свою очередь требует его дальнейшего изучения на основе наблюдений за физическими занятиями студентов.  Эта проблема не может оставить равнодушными представителей физической культуры и спорта, которые в свою очередь направляют все усилия на изучение и определение вида мотивационного фактора, влияющего на заинтересованность студента к занятиям физической культурой и спортом, что в дальнейшем развивает у них помимо интереса к физическим занятиям чувство ответственности и самовоспитание. А это является столь важным для них с момента начала профессиональной деятельности, когда внутренние мотивы заставляют студентов самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

Подводя итог, хотелось бы еще раз  подчеркнуть необходимость изучения мотивационного фактора на последующую заинтересованность студентов занятиями физической культурой и спортом, что в свою очередь является отправной точкой для формирования профессиональных качеств. 

 


Информация о работе Мотивация занятий физической культурой и спортом