Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке 5
Глава 2. Формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры 13
2.1. Создание положительного эмоционального фона на уроке 13
2.2. Правильная постановка задач на уроке 18
2.3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТМФВ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

      3. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено,  что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний – монотонип и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением психической активности, потерей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе характеризуется, наоборот, усилением психического возбуждения, раздражительности, озлобленности, появлением отвращения к деятельности. Поэтому учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока – использовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе и т.д.

      4. Музыкальное сопровождение на уроке. Хорошие результаты в повышении эмоциональности урока дает использование звукозаписи. Музыкальное сопровождение ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений во вводной части урока должно начинаться не сразу, а после двух-трех повторений упражнения. Начиная с третьего урока, ученики могут выполнять упражнения под музыку самостоятельно, без команд учителя, руководствуясь только ритмом музыки и записанными сигналами. Учитель при этом получает возможность следить за учениками более внимательно, исправляя их ошибки.

     Различная эмоциональная реакция человека на различную по характеру музыку была известна еще древним грекам. Это различие обусловливает необходимость подбора определенной музыкальной программы для стимулирования мышечной работоспособности. Музыка оказывает влияние на человека как ритмический и как эмоциогенный раздражитель. Поэтому она положительно влияет в том случае, если физические упражнения совершаются в ритме музыки (с этой целью для урока надо подбирать ритмичную музыку).

 

     

2.2. Правильная постановка  задач на уроке

 

     Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них:

  1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
  2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него, а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных упражнений».
  3. Учитель ставит неконкретную задачу, например научиться метать. Такую задачу учащиеся плохо понимают, что приводит к формированию нечеткого представления об упражнении. Поэтому часто школьники не знают, чем же конкретно они занимались на уроке, что развивали, чего должны были достичь. Например, как выяснено Л.В. Вишневой, на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильнее выполнить передачу мяча двумя 
    руками при игре в баскетбол?» – половина школьников отвечали: «Больше тренироваться», «Чаще играть в баскетбол»; на вопрос: «Чему ты научился на уроке?» – половина учащихся ответили: «Играть в баскетбол», а еще четверть школьников сказали, что они научились выполнять упражнения с мячом. Конкретная же задача урока – научиться передавать мяч партнеру – ими так и не была осознана.
  4. Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи. 
    И конкретная постановка задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает учащегося, не связана какими-то его   потребностями.   Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в баскетбол между мальчиками и девочками, причем учитываться будут только те заброшенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в передаче мяча партнеру правильно.

     5. Учитель ставит перед учащимися  задачу, недостижимую в пределах  одного-двух уроков. В этом случае  у учащегося создается впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны. По этому он либо снизит свою активность, либо направит ее на выполнение тех упражнений, которые ему больше нравятся или которые у него лучше получаются, от выполнения которых он испытывает сиюминутное удовлетворение. Главной целью урока для такого учащегося становится не получение знаний, формирование умений и развитие качеств, а получение удовольствия от совершаемой им двигательной активности. В этом случае научение хотя и происходит, но носит характер не целенаправленного, а попутного. Случайное же научение менее эффективно, так как учащиеся не осмысливают характеристики движений, а обнаруживают их случайно, путем «проб и ошибок». Как показано психологами, обучение путем «проб и ошибок» требует большого числа повторений. Кроме того, давая знание «как нужно сделать, чтобы достичь цели», оно не дает знаний и понимания «почему так надо сделать». Следовательно, при таком способе научения у школьников слабо проявляется познавательная активность [Мельникова В.М., 1987].

     Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется  только для достижения сиюминутной  задачи и стирается из памяти, как  только задача решена. Поэтому учителя  физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится заново изучать даже простые элементы программы.

 

2.3. Оптимальная загруженность  учащихся на уроке

 

     Оптимальная загруженность учащихся на уроке  обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным  включением  в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.

     Устранение  ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5 минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимый для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учащихся, расхолаживают их. Устранить эти простои можно несколькими путями:

  1. обеспечением спортивными снарядами всей группы учащихся, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, наклонные лестницы, различные тренажеры;
  2. выполнением учащимися в паузах подготовительных и 
    подводящих упражнений;
  3. наблюдением учащихся за качеством выполнения упражнения одноклассником; это повышает познавательную активность учащихся и дает возможность использовать идеомоторику, которая способствует формированию двигательного умения.

     Следует, однако, иметь в виду, что нагрузка на вегетатику при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается  функциональная подготовка учащихся [Ильин Е.П., 2000].

     Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке. Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности (А.А. Глушак).

     Однако  этот метод активизации учащихся может иметь v отрицательные последствия –  в случае оценивания отдельных учеников: другие, зная, что их оценивать не будут, могут вообще снизить свою активность на уроке. Поэтому кого именно учитель будет оценивать на уроке, учащимся сообщать не следует.

     Техника оценивания облегчается заранее  составленной в конспекте урока  таблицей, в которую заносятся  фамилии 5-6 учащихся и 4-6 основных видов деятельности (элементы строя, общеразвивающие упражнения, элементы или комбинации упражнений основной части урока). Оцениваются главным образом заученные упражнения. В конце урока выводится поурочный балл и отметки сообщаются всему классу.

     Максимальное  включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные учащиеся должны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда, в небольшой степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей к концу урока приводит к улучшению у освобожденных учащихся показателей внимания, в то время как у освобожденных школьников, сидящих в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.

     Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие  в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.

     Особо стоит вопрос о том, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсменам. Нужен ли урок физической культуры школьнику, занимающемуся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и нагрузки у него на занятиях в спортивной школе большие – зачем же их еще увеличивать?

     При таком подходе упускается один важный момент: класс живет в школе  как единый сложный социальный организм, со своими внутренними связями, отношениями. В нем не может быть «любимчиков», «звезд», иначе класс как коллектив перестанет существовать. Поэтому создание особого расписания для Школьников-спортсменов, необязательность посещения ими Уроков физической культуры будут иметь отрицательные воспитательные последствия: эти школьники станут уважительно относиться только к спорту и пренебрежительно – к физкультуре, к одноклассникам, не занимающимся спортом [Лях В.И., 1998].

     Школьники-спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников, организаторов, судей, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабоуспевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке.

     У школьников-спортсменов учитель  физической культуры должен воспитывать  чувство ответственности перед  своими товарищами за оказываемую им помощь.

 

Заключение

 

      В заключение данной работы можно сделать  следующие выводы:

      1. С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.

      2. Задачей учителя физической культуры  является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

      3. Поддержание интереса и целеустремленности  у школьников во многом зависит  от того, испытывают ли они  удовлетворение на уроке физической  культуры, и формируется ли у  них удовлетворенность занятиями физической культурой.

      4. Постоянной заботой учителя физической  культуры является создание и  поддержание радостного настроения  школьников на уроке. Наполняя  их жизнь радостными переживаниями,  учитель расширяет возможность  управлять педагогическим процессом.

      5. Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным  включением  в учебную деятельность всех без исключения учащихся 
 

 

Список использованной литературы: 

  1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с. 287.
  2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
  3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы обуславливающие эффективность спортивной деятельности) ч.1. М., «Просвещение», 1983. – с. 219.
  4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
  5. Лях В.И., Копылов Ю.А., Малыхина Т.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры. 1998, № 9, с. 49-51.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.
  7. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
  8. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И.Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 1987.
  9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  10. Психологические вопросы физического воспитания в школе. – М., 1996.
  11. Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.
  12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  13. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1978, 206 с., ил.
  14. Физическая культура студента: Учебник / под ред. профессора, д.п.н., В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
  15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. 

Информация о работе Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников