Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:59, реферат
В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.
Под содержанием урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке всегда обусловлено руководящей деятельностью педагога, заключающейся в постановке и разъяснении учебных и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т. п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.
Введение……………………………………………………………………....2-3
1. Из истории возникновения и изменения структурных частей урока…. 4
1.1 Подготовительная часть урока………………………………………………….5
1.2 Основная часть урока……………………………………………………………5-6
1.3 Заключительная часть урока……………………………………………………6
Вывод……………………………………………………………………………………..7
Используемая литература……………………………………………………...8
Введение
В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.
Под содержанием урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке всегда обусловлено руководящей деятельностью педагога, заключающейся в постановке и разъяснении учебных и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т. п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.
Направляемая педагогом интеллектуальная и двигательная деятельность занимающихся сопровождается определенными функциональными процессами и сдвигами в различных системах организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), приводящими к намеченным изменениям в физическом и психическом состоянии, в знаниях, умениях и навыках, в поведении. Эти внутренние процессы и непрерывные изменения в состоянии и возможностях занимающихся составляют, еще одну характерную сторону содержания уроков физического воспитания. Таким образом, понятие «содержание урока» физического воспитания является сложным, многогранным. Оно включает в себя, во-первых, обусловленную конкретными учебно-воспитательными задачами совокупность предлагаемых занимающимся физических упражнений (предметное содержание урока); во-вторых, активную деятельность занимающихся, осуществляемую в рамках намеченных задач и предметного содержания урока; в-третьих, руководящую деятельность педагога, обеспечивающую правильное осмысливание и эффективное выполнение занимающимися упражнений; в-четвертых, воспитательно-образовательный результат урока, являющийся непосредственным продуктом деятельности активных участников педагогического процесса.
Под структурой урока обычно понимают наличие в нем нескольких, характерных по содержанию, взаимосвязанных составных частей, расположенных в определенной последовательности. Обобщенно она воспринимается как сгруппированная последовательность выполняемых упражнений, обусловленная логикой развертывания учебно-воспитательного процесса.
Урок должен строиться с учетом многих объективных факторов, в частности закономерностей влияния физических упражнений на организм психику, поведение занимающихся; закономерностей самого процесса развития человека; логики развертывания учебно-познавательной деятельности; зависимостей между техникой выполняемых движений и характером проявления двигательных качеств и многих других факторов, вплоть до времени, места и условий занятий. Только умелое использование разнообразных научных знаний и передового опыта может обеспечить подлинное методическое творчество и гарантировать его успех.
1. Из истории
возникновения и изменения
В теории и практике физического воспитания целесообразному построению занятий всегда уделялось большое внимание. Первоначально структура урока носила стандартный характер — все практикуемые в данной системе физического воспитания виды физических упражнений были представлены в каждом занятии, всегда в одной и той же неизменной последовательности, в одном и том же методическом оформлении и с одним и тем же порядком изменения величины физических нагрузок; постепенно менялись только конкретные упражнения в пределах каждого вида. Такое построение урока было особенно характерно для шведской гимнастики, созданной П. Г. Лингом.
Однако еще в конце прошлого века в связи с развитием систем физического воспитания, сопровождавшимся расширением задач и арсенала используемых средств, такое стандартное построение урока стало считаться нецелесообразным. Наиболее богатая по содержанию и прогрессивная для того времени система Ж. Демени оставляла в стандартной последовательности только определенные групп типичных видов физических упражнений (серии), рассчитанные на решение конкретной части задач.
В начале нашего столетия во Франции была разработана трехчастная структура урока, в которой четко определялось основное назначение каждой части. Но само содержание основной части урока, существенно ограниченное задачами, вновь предлагалось строить стандартно, в строго определенной последовательности установленных для нее видов физических упражнений.
Дальнейшее существенное
развитие теория и практика построения
занятий получила в двадцатых
— начале тридцатых годов XX столетия,
главным образом в результате
усилий советских ученых и методистов.
Оно заключалось в том, что
в качестве основы определения содержания
каждой части, а также соответствующих
подразделов и видов упражнений
были рекомендованы относительно подробно
разработанные учебно-
В настоящее время в
системе физического воспитания
за основу построения урока принято
разделение его на три главные
части: вводную (подготовительную), основную
и заключительную. Они являются обязательными
и всегда располагаются в названной
последовательности. Выделение этих
частей обусловлено определенными
физиологическими, психологическими и
педагогическими
1.1 Подготовительная часть урока
Подготовительная часть
урока играет вспомогательную роль
и служит созданию необходимых предпосылок
для основной учебно-воспитательной
работы. Характерными задачами, которые
решает педагог в этой части, являются:
а) начальная организация
В качестве средства решения перечисленных задач могут быть использованы самые разнообразные физические упражнения, техника выполнения которых уже хорошо освоена занимающимися или поддается быстрому овладению, «с места». Чаще всего это различные построения и перестроения, некоторые гимнастические упражнения общеподготовительного характера, различные варианты ходьбы, бега и непрерывных ритмичных прыжков, выполняемых с постепенно повышающейся, но относительно умеренной нагрузкой, а также достаточно легко дозируемые танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не связанные с большими напряжениями или длительными паузами в деятельности отдельных учеников) и т. п.
1.2 Основная часть урока
Основная часть урока
служит непосредственному решению
всех предусмотренных программами
и планами текущей работы образовательных,
воспитательных и гигиенических (оздоровительных)
задач физического воспитания. Это
гармоническое общее и
В основной части урока
могут применяться любые
1.3 Заключительная часть урока
Заключительная часть
урока предназначена для
Наиболее характерными упражнениями для заключительной части урока являются: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряженности функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; гимнастические упражнения на расслабление и осанку; специальные упражнения на внимание; танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера, передвижение под музыку, с песней и т. п. К заключительной части урока примыкают организованные гигиенические процедуры — умывание, душ, массаж и др.
Вывод: Временные рамки и конкретное содержание рассмотренных частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, намеченных для данного занятия учебных и воспитательных задач, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.
Процесс определения последовательности
упражнений всегда должен быть творческим,
поскольку содержание конкретных уроков
весьма многообразно, изменчиво и
обусловлено разнообразными программными
требованиями, особенностями и
Используемая литература
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Из истории возникновения и изменения структурных частей урока…. 4
1.1 Подготовительная часть урока………………………………………………….5
1.2 Основная часть урока……………………………………………………………5-
1.3 Заключительная часть урока……………………………………………………6
Вывод…………………………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………