Физкультурное занятие основная форма ситематического обучения детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной научно-методической разработки является рассмотрение и анализ роли, которую играет (должен играть) детский психолог в сфере развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника.
В ходе написания данной научно-методической разработки решались следующие задачи:
q Анализ особенностей физкультурной деятельности дошкольников;
q Анализ особенностей работы детского психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;
q Анализ возможностей воздействия на активизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороны детского психолога в условиях дошкольного учреждения.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ  

      В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к  проблемам развития ребёнка. Этот интерес  далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного  развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается  в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия  на него окружающих людей и, прежде всего  самых близких для ребёнка людей,  его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.

      В воспитании и развитии дошкольника  важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

      Однако, психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических. Дело в том, что все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно психологом на развитие физических характеристик и качеств человека.

      Особенно  указанное воздействие важно  в младшем возрасте, когда психика  ребенка находится в состоянии  интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

      Однако  роль психолога в развитии сферы  физкультурной деятельности дошкольника  на этом не заканчивается. Здесь важно  также отметить значимость работы психолога  с родителями, а также проецирование  педагогических воздействий, оказанных  на ребенка в условиях дошкольного учреждения, на его поведение в семье, направленных на создание условий для полноценного развития личности.

В современных  условиях жизни, диктующих высокий  уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника.

      И здесь особую значимость приобретает  воздействие детского психолога  на развитие и формирование у дошкольников физкультурной деятельности.

      Итак, в соответствии с заявленной актуальностью, тема работы сформулирована как: «Роль  детского психолога в сфере физкультурной  деятельности дошкольника».

      В ходе работы проводится анализ роли детского психолога в сфере физкультурной  деятельности дошкольника.

      Целью представленной научно-методической разработки является рассмотрение и анализ роли, которую играет (должен играть) детский  психолог в сфере развития и активизации  физкультурной деятельности дошкольника.

      В ходе написания данной научно-методической разработки решались следующие задачи:

    q                       Анализ особенностей физкультурной деятельности дошкольников;

    q                       Анализ особенностей работы детского психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;

    q                       Анализ возможностей воздействия на активизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороны детского психолога в условиях дошкольного учреждения.

При этом под  развитием понималось направленное, закономерное изменение, когда в результате изменений возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.

Общество декларирует  свои условия социального поведения  выработанные в ходе общественной эволюции. И здесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие дошкольника, чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом), включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностных характеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствовали выработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации.                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА  

     1.1. Особенности развития  организма дошкольника,   

      Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование  интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

      Увеличение  роста детей в этот период происходит   неравномерно — вначале он замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры.  Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см Х n), где n — возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

      Прибавка  в весе в дошкольный период также  происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг Х n), где n — возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте.

      Кожные  покровы в этом возрасте все более  утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

      К 5—6 годам позвоночник ребенка  соответствует форме его у  взрослого человека. Однако окостенение  скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них  бурно  развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью.

Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.

      В конце дошкольного возраста заканчивается  формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий — 23—25 в 1 мин.

      Сердечно-сосудистая система также претерпевает  значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физ. нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту,  к 7 — до 85—-90 в 1 минуту.

      Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое  развитие, на которое также важно  ориентироваться в процессе физического  воспитания и формирования здорового  образа жизни дошкольника достигает  значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

      Указанные данности психического развития дошкольника  можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни.

Таким образом, само развитие ребенка дошкольного  возраста предполагает важности воздействия  на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.    
 

      1.2. Основы гармоничного  психофизического  развития ребенка  

      Учитывая  вышесказанное, хочется отметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника. Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка.

      В данном случае особую роль и значимость приобретает наличие в условиях дошкольного учреждения детского психолога, организующего и направляющего работу с детьми именно в соответствии с развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольника.

      В работе в условиях дошкольного учреждения детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями  психофизического развития дошкольников. Рассмотрим их. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.

      Рассмотрим  особенности развития внимания у  дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том  числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога.

      Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно психологу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физической культурой для их дальнейшей жизни.

      Психологические исследования показали, что:

      - максимальная длительность одной  игры у полугодовалого ребенка  составляет всего 14 минут, а  к шести годам она возрастает  до полутора часов. В тоже  время установлено, что шестилетние  дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Информация о работе Физкультурное занятие основная форма ситематического обучения детей