Физическое воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………………………………………………4
Глава II Здоровый образ жизни…………………………………………………………………………………………..5
2.1. Понятие « Здоровый образ жизни» и его основные составляющие……….5
2.2 Режим дня…………………………………………………………………………………………………….5
2.3. Закаливание…………………………………………………………………………………………………7
2.4 Рациональное питание для физического развития ребенка и его
здоровья…………………………………………………………………………………………………..……10
Глава III Формы физического воспитания в семье…………………………………………………………..12
3.1 Основные формы физического воспитания в семье………………………………….12
3.2 Пешие прогулки и походы……………………………………………………………………………13
3.3 Плавание………………………………………………………………………………………………………14
3.4 Лыжные прогулки…………………………………………………………………………………………15
3.5 Катание на коньках……………………………………………………………………………………….15
3.6 Езда на велосипеде…………………………………………………………………………………………16
3.7 Бег……………………………………………………………………………………………………………………17
Глава IV Досуг в семье…………………………………………………………………………………………………………18
4.1 Организация досуга для детей……………………………………………………………………………………….18
4.2 Игры во дворе…………………………………………………………………………………………………………………..19
4.3 Спортивная площадка………………………………………………………………………………………………………19
4.4 Спортивный уголок дома…………………………………………………………………………………………………20
4.5 Описание физкультурно-оздоровительных мероприятий в моей семье……………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

1 СЕМЕСТР.docx

— 65.09 Кб (Скачать)

   На завтрак – каши, яйца (лучше  сваренные  вкрутую),  блюда  из  творога,

мяса, рыбы, чай или кофейный напиток  с молоком, хлеб с маслом, сыром.  Обед:

овощной салат, мясной, куриный или  рыбный бульон с овощами, крупами,  второе

блюдо из мяса, птицы или рыбы с  гарниром и десерт в  виде  киселя,  компота, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает  стакан молока, кефира или  простокваши,  съедает  печенье,  ватрушку  или  булочку, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные  блюда  в  зависимости  от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жаренном  виде,  вечером давать не следует.

   Если оценить питание  в большинстве  наших  семей,  можно  констатировать, что оно  нуждается  в  улучшении.  В  первую  очередь,  за  счет  увеличения потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов.  Сама технология приготовления блюд для детей должна быть изменена.

   Подводя итог, напомним основные  принципы правильного питания   детей.  Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным  количеством  овощей и фруктов. Все  используемые  пищевые  продукты  растительного  и  животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными,  приготовленными  по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность.  Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и  др.)  не стоит включать в рацион, особенно детей  дошкольного  и  младшего  школьного

возраста, а блюда с острыми  специями –  вплоть  до  подросткового  возраста.

Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

 

                               

 

 

  Глава III  Формы физического воспитания в семье

3.1 Основные формы физического  воспитания в семье

     Через семейное воспитание мы можем охватить практически всех детей ежедневными занятиями физическими упражнениями. Родители могут научить детей плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, выработать правильную осанку и др.

       В физическом воспитании детей в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями - от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта).             Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье:

1) утренняя гигиеническая гимнастика;

2) утренняя специализированная  гимнастика;

3) физкультминутки;

4) занятия по общей физической  подготовке;

5) самостоятельные тренировочные  занятия; 

6) участие в соревнованиях; 

7) прогулки (пешие, велосипедные, лыжные);

8) закаливающие процедуры;

9) туризм;

10) подвижные и спортивные игры.            

        Выбор форм физического воспитания детей в семье зависит от их возраста, пола, здоровья и физической подготовленности.

     Следует выделить обязательные для каждого ребенка формы занятий физическими упражнениями в семье и формы занятий по выбору. К обязательным формам занятий можно отнести: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры. К занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта.

 

 3.2 Пешие прогулки и походы.

   Пешеходные прогулки, более   длительные  походы  являются  одной  из  форм активного  отдыха,  рационального  использования  свободного   времени   для укрепления здоровья.

    Туристские  походы  формируют   чувства  коллективизма,  ответственности,

взаимопомощи.  Трудности  похода   вырабатывают   выдержку,   настойчивость, выносливость, сочетают в  себе  познавательную  и  двигательную  активность.

   Дети учатся подмечать интересное в пейзаже,  во  встреченных на  туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

    Продолжительность  ходьбы  должна  увеличиваться  постепенно.   Так   же

постепенно включаются и препятствия,  которые  надо  преодолевать  на  пути.

    Взрослым следует хорошо знать возможности естественного  окружения,  которые желательно  использовать  для  упражнений  детей   в   разнообразных   видах движений. Это могут быть  различные  канавки,  пригорки,  мостики,  деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием  (песчаные,  травянистые)  и  т.п.

    Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так  как это не столько физически утомляет детей, сколько  оказывает  неблагоприятное влияние на их нервную систему.

    Если  намечен переход к дальнему  лесу,  к подножию горы, на сенокос,  надо  так  организовать  детей,  чтобы  они  шли свободно, группой по 4-5 человек.

    Когда маршрут проходит по  улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны  построиться  и  пройти парами этот отрезок пути. Но как  только  они  выходят,  например,  на  луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по  своему  желанию,  но  не расходясь далеко.      Взрослый предлагает детям идти впереди  себя,  чтобы  всех держать в поле зрения. 

        Если  часть  детей  ушла  вперед,  подается  заранее оговоренный  сигнал  остановки,  например  свисток.   Дети   должны   быстро собраться  около  взрослого.

        Можно  отметить  тех,  кто  быстрее  остальных выполнил задание. После этого часть пути можно  пройти    организованно  или использовать  ускоренную   ходьбу,   ходьбу   «змейкой»   между   деревьями, крадучись, в полуприсиде.

       Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то  на полпути надо сделать небольшой привал  –  отдых  в  тени  кустов,  деревьев.

        Желающим можно предложить за 30-35 м  до  намеченного  места  отдыха  пройти быстрее или пробежать и  подождать  там  остальных. 

       Это  приучает  детей  к самостоятельности,  дает   некоторый   выход   их   активности,   проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).

      После недлительного отдыха во время привала здесь же  можно организовать подвижные игры, с  тем  чтобы поддержать  у ребят хорошее настроение  на оставшийся путь.

      Хорошо ходить в поход не одной, а  двумя-тремя  семьями,  чтобы  в  таких объединениях было не менее  2-3  детей,  сходных  по  возрасту. 

     Дети в группе легче находят  себе  дела,  устанавливают  общение  друг  с

другом, ведут  разговоры  о  виденном,  меньше  капризничают,  не  проявляют эгоистических чувств, своеволия.

   На первых порах не  следует отправляться  в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте  родителей.

     Обязательно надо  учесть  реальные  возможности  детей,  не   переоценивать   их   силы, выносливость.

     Собираясь в дальнюю прогулку  или  в  поход  на  2-3 дня,  взрослые  должны  проявить  внимание  к  одежде,  обуви,   снаряжению.

    Дошкольники  принимают  самое  активное  участие  в  подготовке   инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки.

    Родители вместе  с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали  сопричастность  к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

 

    3.3 Плавание.

   Влияние плавания на организм человека  благотворно и разнообразно.  При плавании тело человека в водной среде  располагается  горизонтально  и  этим позвоночник освобождается от нагрузки массы  тела;  создаются  благоприятные условия   для   формирования   правильной   осанки. 

    Под   действием   воды активизируется  кровообращение  в  сосудах  кожи,  омываемой  и  массируемой водой. 

     Дыхательная  система  под  влиянием  активного  выдоха  в   воду   и преодоления ее  сопротивления  заметно  укрепляется,  увеличивается  глубина дыхания. 

     Пребывание  в   воде   закаляет   организм,   совершенствует   его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду,  изменению  температуры.  Во время плавания  активизируется  обмен  веществ,  деятельность  всей  нервной системы, упражняются  многие  группы  мышц,  суставы  и  связки. 

      Длительные повторения определенных циклов движений повышают  выносливость  организма  и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

   Надо постараться как можно раньше научить малыша  держаться на  воде  и плавать.

    Овладение  навыками  плавания  зависит  от  индивидуальных  особенностей ребенка.

   Надо быть особенно  терпеливым,  внимательным  с тем,  кто боится движений в воде.

    Не  спешить  освоить  много  упражнений,  не  переходить  к самостоятельному  плаванию  без  достаточной   подготовки. 

   Новые   трудные упражнения   чередовать   с   любимыми    ребенком,    побуждать    его    к самостоятельности, проявлению активности,  желания  научиться  держаться  на воде.

 

  3.4 Лыжные прогулки.

   Великолепным оздоровительным средством в зимнее  время служат  лыжные прогулки.   Лыжные   прогулки   в   лесу   оказывают   также   положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с  гор и т.д.

   Прогулки на лыжах доступны  уже детям с 3-летнего возраста.

   В отличие от бега ходьбе  на  лыжах  детей  надо  обучать.  Ведь,  право,

больно и обидно становится смотреть на школьников,  большинство  из  которых очень  неловко  и  неумело  передвигаются  на   лыжах.   Самое   главное   и одновременно трудное  - суметь заинтересовать ребенка, дать ему  возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной  снежной поверхности, потом по наклонной.

   Дети дошкольного возраста  могут  также  обучаться   преодолению  некрутых подъемов (сначала «лесенкой»,  потом  «елочкой»)  и  небольших  спусков.  На некрутых  и  недлинных  спусках  разучивается  торможение  «плугом»  -   это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка  лыж  на  внутренние ребра.

     Торможение поворотом лыж с опорой  на  палки  –  довольно  трудное  и

осваивается далеко не всеми детьми.

   Обучать детей скоростному  «коньковому» ходу вряд ли  целесообразно  из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.

    Одежда  для  лыжных  прогулок  подбирается  так,  чтобы  она  не  мешала

движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно  соблюдать.

 

3.5. Катание на коньках.

      Катание на  коньках стимулирует двигательную  активность  дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую  физическую  закалку.  Систематически выполняемые движения  на  воздухе  приводят  к  благоприятным  изменениям  в развитии органов дыхания и  дыхательной  мускулатуры.  При  передвижении  на коньках  многократно  повторяются  одни  и  те   же   движения,   происходит постоянное  чередование  напряжение  и  расслабления  мышц  ног  при   смене

одноопорного  и  двухопорного  скольжения,  что   благоприятно   влияет   на

укрепление свод стопы. Значительно  повышается  устойчивость  вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно  распределяется  мышечное напряжение.

Информация о работе Физическое воспитание в семье