Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:34, реферат
Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………………………………………………4
Глава II Здоровый образ жизни…………………………………………………………………………………………..5
2.1. Понятие « Здоровый образ жизни» и его основные составляющие……….5
2.2 Режим дня…………………………………………………………………………………………………….5
2.3. Закаливание…………………………………………………………………………………………………7
2.4 Рациональное питание для физического развития ребенка и его
здоровья…………………………………………………………………………………………………..……10
Глава III Формы физического воспитания в семье…………………………………………………………..12
3.1 Основные формы физического воспитания в семье………………………………….12
3.2 Пешие прогулки и походы……………………………………………………………………………13
3.3 Плавание………………………………………………………………………………………………………14
3.4 Лыжные прогулки…………………………………………………………………………………………15
3.5 Катание на коньках……………………………………………………………………………………….15
3.6 Езда на велосипеде…………………………………………………………………………………………16
3.7 Бег……………………………………………………………………………………………………………………17
Глава IV Досуг в семье…………………………………………………………………………………………………………18
4.1 Организация досуга для детей……………………………………………………………………………………….18
4.2 Игры во дворе…………………………………………………………………………………………………………………..19
4.3 Спортивная площадка………………………………………………………………………………………………………19
4.4 Спортивный уголок дома…………………………………………………………………………………………………20
4.5 Описание физкультурно-оздоровительных мероприятий в моей семье……………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….23
Найдите место в режиме дня посильному труду детей – общественно
полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.
Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30-35 минут – для обеда.
После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только сон. Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20-30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном. Постель – безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая. Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздуха. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16- 17 С.
2.3 Закаливание
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.
Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий,
направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.
Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В
помещениях для детей его температура не должна превышать+ 20 С (это максимум для детей раннего возраста) и +18 С (для дошкольников и школьников). Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению, наблюдается редко и в городах и в поселках.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное
закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных
факторов и
По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что
снижает ее эффективность.
Успешно применяется в
массовой практике
Хорошим закаливающим
и общеукрепляющим средством
у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не
менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря),возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка.
Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода,
теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также
применяют с древнейших времен. Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные.
К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым –
умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для
закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят
играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных
Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередном погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (+34+36 С и +18+20 С).
Имеющийся опыт показывает высокую, закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями
ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с
медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.
2.4 Рациональное питание для физического развития ребенка и его здоровья
Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с этим никто не станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают обязательным. И если недокормленных детей при всех наших сложностях с продуктами немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти
в каждой группе детского сада.
Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с
младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так называемая круглая спина. Добавим, что возникающие в дошкольном периоде обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.
Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш опыт показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.
В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена
потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь
обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3-4
раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких
напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу. Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л, школьников – 1,5 л.
Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200 мг, фосфора около 1500 мг, витамина С 50 мг.