Физическое воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Содержание

Введение.

1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
3 Формы физического воспитания в семье.
4 Создание условий для семейного физического воспитаний

Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.30 Кб (Скачать)
 

 Введение. 
 

 1. Роль семьи  в воспитании ребенка. 

 2. Здоровый  образ жизни и его основные  составляющие. 

 3 Формы физического воспитания в семье.

 4 Создание условий для семейного физического воспитаний 
 
 

 Заключение. 

 Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Создание  условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Физическая  культура представляет собой   общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой,   общественно-политическим  строем,  состоянием   здравоохранения, воспитанием людей. История физической культуры отражает специфическую сферу  преобразования природы человеком  и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.

Наш век  — век значительных социальных, технических и биологических  преобразований. НТР внесла в образ  жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных  факторов, в первую очередь гиподинамию  и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального  и бытового характера. Все это  приводит к нарушению обмена веществ  в организме, предрасположению к  сердечнососудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. 

В семье  начинается решение важнейшей общегосударственной  задачи воспитания молодого поколения  с гармоническим развитием физических и духовных сил. В раннем детском  возрасте закладываются основы будущего характера и физические особенности  организма. Вырастет ребенок здоровым или слабым, в значительной мере зависит от семейного физического  воспитание, которое должно осуществляться систематически, постоянно с момента  рождения ребенка.

Оздоровительное значение физкультуры, как и ее эстетическая сторона, были оценены еще в глубокой древности. Уже тогда обнаружили целебную силу естественных факторов – солнца, воздуха, воды, растений. Было замечено, что движение благотворно  влияет на человека, он становится не только сильнее, но и красивее. Активные действия вызывают внутреннюю теплоту, усиливают ток крови, питательные соки более равномерно распределяются по организму, а все это усиливает деятельность мышц и нервов. Подобные наблюдения дали основание «отцу медицины» Гиппократу, который сам прожил 104 года, утверждать, что для продления творческой жизни необходима разумная гимнастика. А известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни».

От степени  активности родителей во многом будет  зависеть физическое развитие детей. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья.

 Поэтому во многих семьях физическому воспитанию детей придается большое значение. Но проводится оно подчас без определенной системы,

В последнее  время много внимания уделяется  вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение  дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как  сделать воспитание ребенка более  радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и  физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и  тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию  положительных качеств, как самостоятельность  и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и  мужество, выносливость и др. Для  здоровья ребенка очень важно, когда  он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять  и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.

Своевременное развитие основных двигательных навыков так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка. 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  семьи в воспитании ребенка.
 

 Всестороннее  воспитание ребенка, подготовка  его к жизни в обществе –  главная социальная задача, решаемая  обществом и семьей.

Семья для ребенка — это место  его рождения и основная среда  обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между  родителями и детьми относится к  наиболее сильным человеческим связям.

Родители  являются источником необходимого жизненного опыта. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организацию совместного досуга расценивают не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи. 

 Понятие  «Физическое воспитание» - о чем  говорит уже сам термин, входит  в общее понятие «воспитание»  в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание  представляет собой процесс решения определенных воспитательно  - образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. 

 Семья  во многом определяет отношение  детей к физическим упражнениям,  их интерес к спорту, активность  и инициативу. Этому способствуют  близкое эмоциональное общение  детей и взрослых в разных  ситуациях, естественно возникающая  их совместная деятельность (обсуждения  успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных  спортивных передач, иллюстраций  в книгах на спортивные темы  и др.).

 Дети  особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. 
 

                        2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие. 

Здоровый  образ жизни – это способ жизнедеятельности  сохранения и укрепления здоровья людей. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 – от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и их родителей.

Замечено, что дети усваивают образ жизни  родителей, их привычки, их отношение  к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей  существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой

Привычка  к здоровому образу жизни - это  главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат  использования

имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призваны в  детстве, заложить основы здорового  образа жизни, используя различные  формы работы. И именно в семье  на ранней стадии развития ребенку  должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Закаливание.

Закаливание - система  мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих  способность организма быстро и  без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами. 

Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные  окончания, чувствительные к температурным  воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Принципы закаливания.

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
 

  Постепенность - одно из основных правил закаливания. Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно. Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года. Естественной реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к еще более сильному переохлаждению. Путем же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.

Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов . При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания.

Последовательность. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах после привыкания к обливанию и т.д.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются с другими мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.

Информация о работе Физическое воспитание в семье