Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, реферат
настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).
Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей.
Введение………………………………………………………………………………………3
Организация исследования…………………………………………………………5
Основные положения выносимые на защиту…………………………….6
Основное содержание работы……………………………………………………7
Оцека исследовательских работ…………………………………………………10
Уровни сформированности физкультуроно-
Патриотической готовности к службе в армии…………………………12
Концептуальные положения…………………………………………………….13
Анализ………………………………………………………………………………………..16
Выводы……………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………20
= 5,2 балла).
= 5,8 балла) – наиболее
важные инструментальные ценности у допризывников
с высоким уровнем сформированности физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии.
У допризывников
с низким уровнем сформированности
физкультурно-патриотической готовности
к службе в Вооруженных силах составляющие
здорового образа жизни образуют следующую
последовательность: 1) осмысленная жизнь;
2) правильное питание; 3) занятия спортом;
4) позитивное отношение к себе; 5) самосовершенствование.
У допризывников
со средним уровнем указанной
готовности приоритеты здорового образа
жизни расположены в следующем
порядке: 1) занятия спортом; 2) правильное
питание; 3) осмысленная жизнь; 4) самосовершенствование;
5) позитивное отношение к себе. У
юношей с высоким уровнем
Результаты нашего
исследования свидетельствуют о
том, что у допризывников отмечаются
серьезные проблемы в процессе формирования
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии. Даже занятия
физической культурой и спортом
не разрешают эти проблемы, поэтому
необходимы существенные изменения
в этом направлении у данного
контингента обследуемых.
У допризывников
с различными уровнями сформированности
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии выявлены существенные
различия в уровнях развития их физических
способностей (табл. 2). Нами сравнивались
как межгрупповые показатели испытуемых,
так и сопоставлялись средние результаты
всей выборки и каждой отдельной
Результаты бега
на 30 м (3,3 %, р<0,05) у юношей с низким уровнем
сформированности физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии достоверно
отличались (были хуже) от показателей
занимающихся всей
Сравнительная характеристика
показателей физической подготовленности
допризывников с различными уровнями
сформированности
физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии
Показатели
Вся выборка
Уровни
сформированности физкультурно-патриотической
готовности
к службе в армии
1. Бег 30 м, с
4,80±0,03 4,96±0,05 4,74±0,04 4,58±0,06
2. Прыжок в длину
с места, см 214,6±1,4 209,8±4,2 215,1±3,5 231,5±5,0
3. Челночный бег
3*10 м, с 8,66±0,05 8,84±0,07 8,59±0,06 8,44±0,08
4. Наклон туловища
вперед, см 11,7±0,35 9,2±0,43 12,7±0,52 14,3±0,61
5. Подтягивания на
перекладине, кол-во раз 9,17±
6. Бег 1000 м, с
217,9±3,0 228,0±5,9 214,1±4,3 204,4±6,6
7. Отжимания в упоре
лежа, кол-во раз 35,1±0,66 33,3±1,05 35,7±0,75
8. Поднимания и опускания туловища, кол-во раз
20,6±0,46
19,1±0,70
21,1±0,62
9. Вис на перекладине,
с 47,5±0,76 45,0±1,05 45,4±0,90 51,3±1,11
Примечание. Выделены
достоверные различия показателей:
- р<0,05; - р <0,01 в сравнении с результатами
всей выборки.
Преимущество допризывников
с высоким уровнем развития данных
качеств перед учащимися всей
выборки выявлено в наклоне туловища
вперед (22,2 %, р<0,01), прыжке в длину с места
(7,8 %, р<0,01), беге на 30 м (4,6 %, р<0,01), поднимании
и опускании туловища (12,6 %, р<0,05), отжимании
в упоре лежа (9,1 %, р<0,05), висе на перекладине
(8,0 %, р<0,05), челночном беге 3*10 м (2,5 %, р<0,05).
Корреляционный анализ
показывает, что уровень физической
подготовленности занимающихся взаимосвязан
с морально-волевыми качествами. По нашим
данным, результативность допризывников
в наклоне туловища вперед оказывает достоверное
(пятипроцентный уровень значимости) влияние
на показатели качества «правдивость»
(r = 0,513) «самокритичность» (r = 0,432), «искренность»
(r = 0,412) и «чуткость» (r
Уровень развития выносливости,
наиболее характерный для достижения
результатов в беге на 1000 м, оказывает
наибольшее влияние на сформированность
качества «справедливость» (r = -0,532) и «развитие
воли» (r = -0,470).
У допризывников
результаты прыжка в длину с места
достоверно взаимосвязаны с показателями
качества «решительность» (r = 0,479) и «настойчивость»
(r = 0,396). По результатам обследования показатели
физической подготовленности оказывают
существенное влияние на уровни сформированности
морально-волевых качеств допризывников.
Результаты нашего
исследования свидетельствуют о
высокой значимости занятий физической
культурой и спортом в процессе
формирования физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии допризывной
В четвертой главе
диссертации нами разрабатывалась
методика физической подготовки допризывника
в пространстве физкультурно-патриотического
воспитания.
В основу проектирования
системы физической подготовки допризывников
в пространстве физкультурно-патриотического
воспитания были положены следующие
концептуальные положения:
- потребностное отношение
к здоровому образу жизни и здоровью -
важный фактор формирования физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии, который осуществлялся
на основе последовательного прохождения
сменяющихся этапов: когнитивного, эмоционального,
аксиологического, поведенческого, личностно-деятельностного
и творческого;
- формирование физических
способностей существенно
- содержание учебного
процесса акцентированно направлено
на формирование физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии.
Цель программы -
развитие физических способностей допризывника
посредством овладения основами
физкультурно-спортивной деятельности
с патриотической направленностью.
В соответствии с целью формируются
следующие частные задачи:
- сформировать у
допризывников потребностное отношение
к физической культуре в пространстве
физкультурно-патриотического воспитания;
- обогатить двигательный
опыт занимающихся на основе
использования базовых
- развить основные
физические способности,
- сформировать потребность
укреплять свое здоровье, регулярно
самостоятельно заниматься
- сформировать навыки
и умения физкультурного стиля
жизни, которые обеспечивают
- расширить адаптационные
возможности организма
- активно помочь
юношам получить
Нами разработана
модель формирования физических способностей
допризывников в пространстве физкультурно-патриотического
воспитания (рис. 1). Ценностные ориентации
детерминировали мотивационную
среду личности и выступали в
качестве движущей силы социального
поведения, развития и сформированности
физических способностей. Они обеспечивали
устойчивость личностной структуры и
активизировали отношение и мотивы, направленные
на удовлетворение личностных и общественных
потребностей.
Существенное место
в инновационном проекте
За период исследования
показатели физической подготовленности
допризывников
1. Бег 30 м, с
4,85 4,72 2,7 >0,05 4,88 4,70 3,7 >0,05 >0,05 >0,05
2. Бег 100 м, с
14,23 14,04 1,3 >0,05 14,20 13,91 2,0 >0,05 >0,05 >0,05
3. Прыжок в длину
с места, см 214,5 223,3 4,1 <0,05 212,5 230,5 8,5
<0,05 >0,05 >0,05
4. Челночный бег
3х10 м, с 8,72 8,61 1,3 >0,05 8,75 8,60 1,7 >0,05
>0,05
5. Подтягивания на
перекладине, кол-во раз 7,81 8,43
7,9 >0,05 7,70 10,40 35,1 <0,05 >0,05 <0,05
6. Наклон туловища
вперед, см 10,81 11,33 4,8 >0,05 10,70 11,60 8,4 >0,05
>0,05 >0,05
7. Метание гранаты,
м 33,6 35,8 6,5 >0,05 33,8 38,5 13,9 <0,05 >0,05
8. Бег 1000 м, с
218,4 214,0 2,0 >0,05 219,5 206,3 6,0 <0,05 >0,05
Примечание. Выделены
достоверные приросты результатов.
Таким образом,
за период исследования нами
выявлено некоторое
Преимущество юношей
экспериментальной группы в этих
тестовых заданиях определяется не только
уровнями развития физических способностей,
но и существенный вклад в их результаты
вносят волевые качества.
По нашему мнению,
более высокий уровень
В экспериментальной
группе произошли значительные изменения
отношения допризывников к
В конечном обследовании
75,0 % опрошенных отметили влияние сформированности
нравственных качеств на спортивный результат
и хотели, чтобы спортивные педагоги обращали
пристальное внимание в процессе их подготовки
на данный аспект тренировочного процесса.
В начальном обследовании
в обеих группах были приблизительно
одинаковые соотношения контингентов
по уровням сформированности физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии, в них (контрольная
– 57,1 %; экспериментальная – 55,0 %) доминировали
допризывники со средним уровнем развития
данных качеств. В конечном обследовании
только у допризывников экспериментальной
группы проявляются существенные изменения
в структуре контингентов, распределенных
по уровням сформированности физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии: увеличивается
доля юношей с высоким (25,0 %) и средним (65,0
%) уровнями развития данных качеств. В
контрольной группе существенных изменений
в структуре контингентов с разными уровнями
данной готовности нами не выявлено.
Характеризуя отношение
юношей к учебным занятиям по физическому
воспитанию, можно констатировать,
что у занимающихся экспериментальной
группы при однопроцентном уровне значимости
улучшились показатели активности (12,4
%) и желания заниматься спортом (11,3
%), а при пятипроцентном уровне значимости
- характеристики настроения (9,2 %), способности
к преодолению трудностей (8,4 %), дисциплинированности
(5,7
Средний показатель,
характеризующий отношение
Информация о работе Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы