Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, реферат
настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).
Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей.
Введение………………………………………………………………………………………3
Организация исследования…………………………………………………………5
Основные положения выносимые на защиту…………………………….6
Основное содержание работы……………………………………………………7
Оцека исследовательских работ…………………………………………………10
Уровни сформированности физкультуроно-
Патриотической готовности к службе в армии…………………………12
Концептуальные положения…………………………………………………….13
Анализ………………………………………………………………………………………..16
Выводы……………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………20
- привлечение к
занятиям физической культурой
и спортом, формирование
- развитие физических
способностей в пространстве
физкультурно-патриотического
- развитие физических
и патриотических качеств
Апробация результатов
исследования. Результаты исследования
апробированы на всероссийских и региональных
(Волгоград, 2005-2008 гг.) научных и научно-методических
конференциях по проблемам совершенствования
системы физического воспитания подрастающего
поколения, заседаниях кафедры социальной
педагогики Волгоградского государственного
университета, опубликованы в шести печатных
работах.
Структура и объем
текста диссертации. Работа состоит
из введения, четырех глав, заключения,
выводов, списка литературы. Она изложена
на 151 странице машинописного текста,
иллюстрирована 7 рисунками и 12 таблицами.
Список литературы состоит из 244 наименований,
из которых 17 – иностранных.
II.
Основное содержание
работы
Во введении обосновывается
актуальность темы, определяется объект,
предмет, цель и задачи исследования,
выдвигается гипотеза исследования,
характеризуется научная
В первой главе диссертации
рассматриваются теоретико-
Во второй главе
работы дается описание методов исследования,
раскрывается содержание основных этапов
организации исследования.
В третьей главе
диссертации «Физическая
По нашим данным,
в меньшей степени допризывники
нацелены на активные формы проведения
досуга: занятия физической культурой
и спортом, изучение техники и
конструирование. Безусловно, все это
отрицательно сказывается на подготовке
молодежи к службе в армии. Именно
в этот период (1-2 года) и происходят
многие негативные явления, проступки
и даже преступления.
При такой ситуации
не вызывает удивление тот факт,
что бесцельному
Лишь 15,2 % из числа
опрошенных считают службу в рядах
Российской армии своим гражданским
долгом, а 62,3 % указали, что при возможности
они не стали бы служить совсем.
Анализ анкет допризывников вскрывает
негативные тенденции в формировании
их физической готовности к службе в армии:
снижается двигательная активность; увеличивается
количество юношей, не желающих служить
в армии; снижается уровень здоровья и
психострессорная устойчивость; повышается
боязнь служить в армии; проявляется неуверенность
в экстремальных условиях. Выявленные
данные свидетельствуют об имеющихся
резервах в организации физкультурно-спортивной
работы с допризывниками.
По результатам
анкетирования, только 63,6 % респондентов
гордятся тем, что они являются гражданами
России, но, к сожалению, почти треть
опрошенных (29,0 %) не испытывают таких
патриотических чувств к Родине, а отдельные
юноши (7,4 %) высказали даже отрицательное
отношение по этому вопросу. Только 19,3
% допризывников смогли полностью назвать
символы Российского государства (герб,
гимн, флаг, знамя Победы, штандарт Президента),
а 24,4 % старшеклассников не назвали ни
одного данного символа.
Образ защитника
Отечества, добра, правды и справедливости
определяет сознание патриота России,
так считают 55,1 % допризывников. Мнения
респондентов сходятся в том, что
такие личностные качества как бесстрашие
и самоотверженность в основном
определяют жизненную позицию патриота
России. Гордость за Родину и народ
– главные слагаемые
По данным опроса
допризывников, самосовершенствование,
преодоление трудностей в экстремальных
ситуациях, мобилизация ресурсов организма,
проявление настойчивости в достижении
поставленной цели - умения, которыми должен
обладать патриот России. Специфические
особенности патриотического
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности допризывника и на особенности его поведения, ведущее место принадлежит семье и неформальным группам сверстников. По мнению респондентов, большинство (63,9 %) родителей негативно относятся к вредным привычкам сына, 25,4 % проявляют безразличие. Эти показатели являются подтверждением мнения о том, что работу по профилактике вредных привычек надо начинать в семье.
На основании приведенных
фактов можно говорить о том, что
в сложившейся ситуации поиск
новых моделей, средств и форм
организации досуга допризывной
молодежи может рассматриваться как необходимое
условие предупреждения правонарушений
и распространения наркотиков, подготовки
к службе в Российской армии.
На основе литературных
данных и собственных научных
исследований нами определены критерии,
характеризующие различные
У юношей допризывного
возраста (16-17 лет) выявлен в основном
(60,2 %) средний уровень
У допризывников
с низким уровнем сформированности
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии доминируют (68,4 %) низкий
и ниже среднего уровни физической подготовленности.
И только у отдельных занимающихся (16,3
%) проявляется средний уровень физической
подготовленности.
У допризывников
со средним уровнем
Нами анализировались
показатели, характеризующие отношение
допризывников с различными уровнями
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии к обществу,
государству, одноклассникам, спортивным
устремленииям и потребностям здорового
образа жизни. Общественную и спортивную
направленность личности определяли по
следующим критериям: участие в общественной
и спортивной деятельности, выраженность
мотивации достижения поставленной цели,
характер нравственной мотивации, отношение
к учебной и спортивной деятельности,
социальная реакция на жизненные
По материалам анкетирования,
большая часть допризывников
с низким и средним уровнями физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии безразлично
(27,4 и 22,3 % соответственно) и отрицательно
(30,4 и 35,0 % %) относятся к общественной
деятельности. Они полагают, что
общественные поручения отвлекают
от решения собственных проблем,
не привлекательны и не удовлетворяют
их потребности. Только отдельные (12,7 и
11,1 % соответственно) респонденты высказались
за необходимость общественной деятельности.
Большую долю (67,8 %) допризывников
с высоким уровнем
У допризывников
с высоким уровнем
Оценка
исследовательских
работ
По данным анкетирования,
допризывники с высоким уровнем
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии более активны
в учебной деятельности: 55,6 % юношей
регулярно посещали учебные занятия
в общеобразовательной школе, 16,7
% респондентов - избирательно, а 27,7 % учащихся
проявляли интерес к отдельным
предметам школьной программы.
Оценочная шкала
проявления общественно-нравственных
качеств показывает, что только отдельные
(18,8 %) юноши допризывного возраста желали
защищать спортивную честь класса.
Эта категория респондентов имела
ярко выраженное доминирование общественных
интересов. Они проявляют общественную
активность, инициативность, интерес
к учебе, трудолюбие на уроках, преданность
школьному спортивному клубу, непримиримость
к нарушениям моральных норм, готовность
помочь товарищу.
Достаточно большое
количество респондентов (33,7 %) отрицательно
относятся к занятиям спортом. Они
убеждены в том, что спортивная тренировка
не повышает уровень здоровья, формирует
эгоизм у занимающихся. Такая категория
допризывников, как правило, имеет низкий
уровень физической подготовленности,
у них отмечаются проблемы со здоровьем,
большинство из них завидуют преуспевающим
в спорте.
Таким образом, результаты
анкетирования свидетельствуют
о серьезных проблемах в
Как показывают материалы
анкетирования, у допризывников
с различными уровнями сформированности
физкультурно-патриотической готовности
к службе в армии здоровье занимает первое
место в системе их ценностных ориентиров
.Вместе с тем, анализ результатов анкеты
позволяет сделать заключение о том, что,
не смотря на то, что ранг здоровья во всех
группах одинаков, количество различных
контингентов допризывников, отдающих
приоритет среди прочих ценностей именно
здоровью, различно.
= 5,4 баллов) – приоритетные
терминальные ценности здорового образа
Терминальные ценностные
ориентации у различного контингента
допризывной
Ценностные
= 4,5 балла).
= 4,8 балла) – приоритеты
терминальных ценностных ориентаций допризывников
с высоким уровнем сформированности физкультурно-патриотической
готовности к службе в армии. Вместе с
тем, такая тенденция не оказалась характерной
для определенной части (23,3 %) допризывников,
предпочитавших здоровью любовь, счастье,
творчество, развитие и свободу.
Информация о работе Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы