Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3


Организация исследования…………………………………………………………5


Основные положения выносимые на защиту…………………………….6


Основное содержание работы……………………………………………………7


Оцека исследовательских работ…………………………………………………10


Уровни сформированности физкультуроно-

Патриотической готовности к службе в армии…………………………12


Концептуальные положения…………………………………………………….13


Анализ………………………………………………………………………………………..16


Выводы……………………………………………………………………………………….19


Список литературы……………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Стерлитамакская государственная.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

Стерлитамакская  государственная

Педагогическая  Академия

Им.Зайнаб биишевой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Физическая  подготовка допризывной  молодежи в условиях общеобразовательной  школы 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 1 курса ФЭиУ, группы ПРМ-11

Мухаметова Э.А 
 
 

Проверил:

Преподаватель по физической культуре

Салеев Э.Р  
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Стерлитамак 2011 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………………3 
 

Организация исследования…………………………………………………………5 
 

Основные положения выносимые на защиту…………………………….6 
 

Основное содержание работы……………………………………………………7 
 

Оцека исследовательских работ…………………………………………………10 
 

Уровни сформированности  физкультуроно-

Патриотической готовности к службе в армии…………………………12 
 

Концептуальные положения…………………………………………………….13 
 

Анализ………………………………………………………………………………………..16 
 

Выводы……………………………………………………………………………………….19 
 

Список литературы……………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В настоящее время  в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально  значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к  службе в армии, компоненты которой  определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населении (А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, 2001; Е.С. Садовников, 2007). Одно из основных направлений в решении проблемы повышения обороноспособности страны, сохранения, укрепления здоровья и развития физических способностей допризывников связано с воспитанием у них определенной системы нравственных и ценностных ориентаций в личностной и общественной деятельности (Л.Т. Анцпаури, 2003; Е.С. Садовников, 2007).  

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому  образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и  оптимальных двигательных возможностей. Динамизм и нестабильность общества, деформация многих правил и норм в  отношениях людей усложнили процесс  социализации личности, снизили физическую готовность допризывников к службе в армии (В.И. Лутовинов, 1999; А.Н. Вырщиков, 2006). Поэтому разработка и научное обоснование методических основ применения средств патриотического воспитания для повышения мотивации допризывников к систематическим занятиям физической культурой и спортом стала насущной потребностью общества и государства. 

В этой связи необходимо кардинально изменить работу современных  образовательных учебных учреждений в направлении физической подготовки допризывной молодежи к службе в  армии. На первое место выходит вхождение допризывников в сложную, связанную с будущей армейской жизнью, деятельность, достижение для этого оптимального физического состояния, формирование у них патриотизма и гражданственности, готовности к активности в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности (П.А. Рожков, 2000; В.К. Бальсевич, 2002; В.В. Коваль, 2008).  

Важной задачей  в системе подготовки допризывников  к службе в армии остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них  гражданского долга защищать Родину, культивирование необходимых здоровьесберегающих знаний, умений и навыков. Наиболее выражено это должно проявляться у старшеклассников, так как после окончания школы многие из них идут служить в Вооруженные силы России (А.Н. Вырщиков, 2003; Е.А. Шульгин, 2003; С.В. Галкин, 

Анализ физкультурно-спортивной деятельности допризывной молодежи позволил выявить ряд значимых противоречий: между комплексом теоретических  разработок системы физического  воспитания подрастающего поколения  и программно-методическим обеспечением физической подготовки допризывной  молодежи; между существующими разрозненными  подходами решения проблем физической подготовки допризывников и необходимостью создания единой целостной системы  их подготовки, включающей развитие физических способностей, нравственных, моральных, волевых и патриотических качеств; между нормативными основами физической подготовленности допризывников и требованиями личностно ориентированной парадигмы физического воспитания подрастающего поколения. 

Необходимость разрешения указанных противоречий и объективная  потребность в проведении дополнительных исследований определяют содержание нашего исследования, которое ориентировано  на научное обоснование эффективной  системы физической подготовки допризывников  к службе в армии.  

Объект исследования - процесс физической подготовки допризывников  средствами физической культуры и спорта, патриотического воспитания. 

Предмет исследования - средства, методы и организационные  формы физической подготовки допризывной  молодежи в сочетании с ценностями физкультурно-патриотического воспитания. 

Цель исследования – разработать и научно обосновать методику физической подготовки допризывников  в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания. 

Гипотеза исследования. Методика физической подготовки допризывной  молодежи будет педагогически целесообразной и принесет практический эффект, если: 

- формировать мотивы  и потребности к физическому  совершенствованию в комплексе  с чувством любви к Родине, пониманием необходимости для  Отечества физически развитого  поколения; 

- определять мотивацию  к занятиям физической культурой  и спортом как социально-ценностной  и значимой для государства  деятельности; 

- оптимально сочетать  содержание личностно ориентированного  физического воспитания с процессом  создания патриотической среды  физического самосовершенствования;

- использовать интегрированный  подход в процессе подготовки  допризывников к службе в армии,  применяя физкультурное, спортивное  и патриотическое сопровождение. 

 В соответствии  с проблемой, целью, предметом  и выдвинутой гипотезой были  сформулированы следующие задачи: 

1. Определить основные  критерии, характеризующие уровни  сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии допризывной 

2. Характеризовать  общественную и спортивную направленность  личности допризывника с различными  уровнями физкультурно-патриоти-ческой готовности к службе в армии, выявить значимость показателей физической подготовленности у данного контингента. 

3. Изучить инструментальные  и терминальные ценностные ориентации  у допризывников в процессе  занятий физической культурой,  определить влияние направленности  физической подготовки на формирование  морально-волевых качеств данного  контингента обследуемых. 

4. Разработать и  научно обосновать методику физической  подготовки допризывной молодежи  в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания. 

Методологическую  базу исследования составили: системный  подход (Л. фон Берталанфи, Т. Парсонс и др.); историко-социологический подход (В.В. Столбов); теория функциональных систем (П.К. Анохин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов); патриотически-ориентированный подход (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев); концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская); теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин); концепции индивидуализации спортивной тренировки (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин); концепции индивидуализации массовой физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.С. Якимович). 

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение  литературных источников, обобщение  передового практического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, хронометрирование, антропометрические измерения, контрольные испытания, медико-биологические методы исследования, диагностика психических состояний и свойств личности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. 

Организация исследования. 

Исследования проводились  в период 2001-2008 годы на базе средних  общеобразовательных учебных заведений  и военного комиссариата Советского района города Волгограда и осуществлялись в несколько этапов. В них приняли  участие допризывники в возрасте 16-17 лет. Всего было обследовано 461 человек. 

Достоверность и  обоснованность положений и выводов  диссертации обеспечена методологической базой, логической последовательностью  научного исследования, адекватностью  методов задачам исследования, репрезентативностью  эмпирического материала, корректной обработкой экспериментальных данных, использованием программно-технических  средств. 

Научная новизна  диссертации состоит в разработке и научном обосновании методики физической подготовки допризывников  в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания. Определено место физической культуры и спорта в системе ценностных ориентаций данного контингента, выявлена распространенность вредных привычек, определены основные компоненты физической подготовки в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания.  

Впервые изучена  общественная и спортивная направленность личности допризывников, структурированы  показатели физической подготовленности, двигательных возможностей и социально-патриотической активности данного контингента  обследуемых. Экспериментально обоснованы эффективные средства физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания. 

Теоретическая значимость диссертации заключается в дополнении теории и методики физического воспитания допризывной молодежи положениями, в 

- дано определение  понятия «пространство физкультурно-патриоти-ческого воспитания допризывника»; 

- доказана необходимость  учета сформированности спортивно-патриотических качеств личности как показателя физической готовности к службе в армии; 

- описаны и логически  обоснованы основные приемы физической  подготовки допризывников в пространстве  физкультурно-патриотического воспитания. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что  использование разработанных в  диссертации основных положений  методики физической подготовки допризывников  в пространстве физкультурно-патриотического  воспитания повышает обороноспособность страны, активизирует общественную и  спортивную деятельность занимающихся, формирует мотивацию к здоровому  образу жизни. 

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы спортивных учреждений дополнительного  образования, общеобразовательных  школ, колледжей и лицеев, в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки школьных учителей физической культуры, тренеров по видам 

Основные  положения, выносимые  на защиту: 

1. Воспитание гордости  за национальные достижения, развитие  физических способностей и достаточного  уровня здоровья, формирование нравственных  и волевых качеств, механизмов  эффективной адаптации к армейской  жизни обеспечивают физическую  готовность допризывной молодежи  к службе в Вооруженных силах  Российской Федерации.  

2. Развитие физических  способностей и здоровья допризывника, создание стойкой мотивации на  здоровый образ жизни, разработка  моделей его социального поведения,  основанных на императивах здорового  образа жизни и психолого-педагогических  принципах подготовки к службе  в армии, развитие нравственно-волевых  качеств – главные направления  подготовки допризывника к службе  в армии.  

3. Концептуальными  положениями развития физических  способностей допризывников в  пространстве физкультурно-патриотического  воспитания являются следующие  утверждения:  

Информация о работе Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы