Дыхание. Бронхиальная астма и лечебная физкультура при ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные.

С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

Благодаря дыханию организм получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующийся в результате обмена веществ. Дыхание и кровообращение обеспечивают все органы и ткани нашего тела необходимой для жизни энергией.

При недостатке кислорода в крови в первую очередь страдают такие жизненно важные органы, как сердце и центральная нервная система.

Содержание

Введение 3
Дыхание. Строение и функции дыхательной системы 3

Здоровое дыхание 5

Методики работы с дыханием 5

Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания 6

Дыхательная гимнастика 7

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой 8

Дыхательная гимнастика по методу Бутейко 11

Бронхиальная астма 13


Заключение 16

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

     Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания  опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания  во многом зависит, получит ли человек  трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ  нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание

     Методика  выполнения

     Правильное  дыхание - это дыхание через нос  и без шума. Некоторые из нас  вообще не задумываются над тем, как  они дышат. Иные считают, что почти  всегда дышат через нос, на самом  деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить  себя. Оставшись в комнате в  одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у  вас появится потребность в дыхании  через рот, значит, ваши дыхательные  пути не в порядке и дышите вы неправильно.

     Итак, носовое дыхание стимулирует  нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного  развития. Наверняка, многие из вас  обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у  них всегда открыт, нижняя челюсть  отвисает.

     А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект - показатель того, что  дыхательный аппарат работает с  перегрузкой, с напряжением. Как  правило, это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а  затем - ССС и желудочно-кишечного  тракта. Эту взаимосвязь подтверждают и исследования доктора К.П. Бутейко. В связи с этим с помощью  дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки. Например, во время  ровного, спокойного дыхания можно  выполнять физические упражнения даже после инфаркта миокарда. Кстати, подобная практика давно существует в клиниках высокоразвитых стран.

     Рекомендуется с одной стороны - упрощенный, с  другой - универсальный комплекс дыхательных  упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого  дыхания, а также на развитие способности  человека задерживать дыхание, как  на вдохе, так и на выдохе, как  в состоянии покоя, так и при  физической нагрузке.

1) Верхние  отделы легких: 5 сек.- выдох, расслабляя  мышцы грудной клетки: 5 сек. пауза,  не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10 раз.

2) Полное  дыхание. Диафрагмальное и грудное  дыхание вместе:7,5 сек.- вдох, начиная  с диафрагмального и заканчивая грудным дыханием: 7,5 сек.- выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой: 5 сек. - пауза, 10 раз.

3) Точечный  массаж точек носа на максимальной паузе, 1 раз.

4) Полное  дыхание через правую, затем левую половины носа по 10 раз.

5) Втягивание  живота: 7,5 сек.- полный вдох: 7,5 сек.- максимальный выдох: 5 сек. - пауза,  при этом, удерживая мышцы живота втянутыми, 10 раз.

6) Максимальная  вентиляция легких (МВЛ).Выполняем быстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек.- вдох: 2,5 сек.- выдох в течение 1 мин. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе , до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.

7) Редкое  дыхание: ( по уровням ) 1- 5 сек.- вдох: 5 сек.- выдох: 5 сек.- пауза, получается 4 дыхания в минуту. Выполнять в течении 1 мин., затем, не прекращая дыхания выполняем дальше другие уровни.

2- 5сек.- вдох: 5 сек.- задержка дыхания на  вдохе: 5 сек. - выдох: 5 сек. - пауза, получается 3 дыхания в минуту. Выполнять 2 мин. 3-7,5 сек. - вдох: 7,5 сек. - задержка: 7,5 сек. - выдох: 5 сек.- пауза, получается 2 дыхания в минуту. Выполнять 3 минуты. 4- 10 сек.- вдох: 10 сек.- задержка: 10 сек.- выдох: 10 сек.- пауза, получается 1,5 дыхания в минуту. Выполнять 4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма - довести до 1 дыхания в минуту.

8) Двойная  задержка дыхания. Сначала выполняется  МП на выдохе, затем максимальная  задержка (МЗ) на вдохе. 1 раз.

9) МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе на месте 3-10 раз: МП в беге на месте 3-10 раз: МП в приседании 3-10 раз.

10) Поверхностное  дыхание. Сидя в удобном положении  для максимального расслабления  выполняем грудное дыхание. Постепенно  уменьшаем объем вдоха и выдоха доведя его до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого дыхания будет появляться сначала легкая нехватка воздуха, затем средняя или даже сильная, подтверждая о том, что упр. выполняется правильно. Находиться на поверхностном дыхании от 3 до 10 мин.

     Все упражнения выполняются обязательно  с дыханием через нос и без  шума. Перед выполнением комплекса  и после него выполняются контрольные  измерения: МП - максимальная пауза, пульс.

     В норме для взрослых людей МП - удовлетворительно - 30 сек.;

- хорошо - 60 сек.;

- отлично  - 90 сек.

     Пульс - удовлетворительно - 70 уд/мин;

- хорошо - 60 уд/мин.;

- отлично  - 50 уд/мин.

     Для детей среднего и старшего школьного  возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше. Для детей  дошкольного и младшего школьного  возрастов МП на 2/3 меньше, пульс  на 20 уд/мин. больше. 

  1. Бронхиальная  астма
 

     Бронхиальной  астмой называется заболевание, проявляющееся  в приступах удушья, в основе которых  лежит спазм мускулатуры средних  и мелких бронхов или набухлость их слизистой оболочки. Непосредственная причина возникновения приступов бронхиальной астмы до конца не выяснена, но несомненная роль различных факторов, которые могут быть весьма разнообразными; сюда можно отнести различные хронические интоксикации, влияние пыли и порошкообразных веществ, попадающих в дыхательные пути, разнообразные запахи, метеорологические влияния, нервно-психические воздействия, влияние факторов ухудшения экологии и окружающей среды. Однако все эти факторы далеко не у всех людей вызывают появление приступов и возникновение бронхиальной астмы; несомненно, большую роль играет состояние самого макро организма - в частности перестройка его в смысле изменения реактивности на почве аллергии и нарушения нервно-эндокринного аппарата, а именно изменений со стороны гормональной системы. Другими словами приступ возникает рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

     Другими словами приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия  внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек  попадет в помещение с резко  пониженной температурой, по отношению  к той в которой он находился  ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и  просвет между стенками резко  сократится. Если же в дыхательные  пути попадет инородное тело, например пыль, то для избежания попадания ее в альвеолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути наружу не повредив альвеол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека. Кроме того, секреторная жидкость (мокрота) слизистой оболочки бронхов у страдающих бронхиальной астмой гораздо гуще, чем у здоровых людей и в большей степени содержит эозинофилы, клетки эпителиальной ткани, что приводит к ее стекловидности и затруднению вывода ее из дыхательных путей.

     Существует  большое количество методик, предупреждающих  приступы этой болезни, приведем одну из них.

     Сначала рассмотрим основные правила дыхательных упражнений.

     Необходимо  помнить, что вдох имеет приоритет над выдохом.

     Первое  правило. Необходимо постоянно думать: «Гарью пахнет! Тревога!» И шумно нюхать воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше. Известно, что объедаться вредно, опиваться вредно. Почему же, делая вдох, раздуться что есть силы полезно? Многие считают, что глубоко дышать наоборот полезно. Самая грубая ошибка - тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественней, тем лучше. Следует думать только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не нужно стесняться яростно, до грубости, нюхать воздух. Почему же не следует дышать слишком глубоко, если, конечно, на то нет никаких причин, например активных физических нагрузок? Оказывается, помимо кислородного обмена при дыхании не менее, а, возможно и более важен обмен углекислого газа. Дело в том, что в клетках нашего организма содержатся примерно 2 процента кислорода и до 7 процентов углекислоты. Причем эта углекислота играет важнейшую роль в обменных процессах. При падении её содержания в клетках нарушается метаболизм (обмен), что и ведет к болезням. Снижение уровня углекислоты в клетках до уровня ниже 3 процентов означает смерть. Углекислого же газа в воздухе чрезвычайно мало- всего 0,03 процента. Откуда же тогда организм берет углекислоту? Всё объясняется довольно просто. Она - продукт химических реакций, которые проходят на клеточном уровне.

     Богатая СО2 венозная кровь попадает в легкие, где углекислый газ растворяется в альвеолярном газе. Отсюда же - из альвеол легких - СО2 поступает в артериальную кровь, где её содержится примерно до 6,5 процента. Значит, что очень важно при дыхании? Не «вымывать» глубоким вдохом и глубоким выдохом (гипервентиляцией) углекислоту из легких. Если СО2 в легких окажется мало - а в воздухе ее почти совсем нет - в артериальной крови ее окажется не 6,5 процента, а меньше. В результате, по законам химии, возможен отток углекислоты из клеток в артериальную кровь, что приведет к нарушению баланса СО2 и О2 в клетках и, как следствие, к болезням гормональной и дыхательной систем. Кроме того, следует дышать носом, так как вдох носом не боится холода и пыли и отлично избавляет от насморка.

     Второе  правило. Выдох - результат вдоха. Не следует мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушны. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Итак, нужно запомнить: строго следите за одновременностью вдохов и движений не мешайте выдоху уходить самопроизвольно.

     Третье  правило. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину. Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп 60 - 72 вдоха в минуту. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов 2 - 3 секунды, а расстояния между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.

     Четвертое правило. Надо знать и помнить, что нужно подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Если приступы часты - сериями по 2, 4, 8 вдохов, сидя и лежа. Если же на данный момент времени ремиссия - по 8, 16, 32 вдоха, стоя.

     После трех недель тренировок можно делать уже по 96 вдохов, если, конечно, это  делать легко и это не приносит дискомфорта. Норма одного урока - 2 раза по 960 вдохов. Исключение - люди, страдающие астмой в тяжелейшей форме или  перенесшие инфаркт. Для таких людей  норма - 600 вдохов, и повторять урок следует до 5 раз в день. Особенно важно «накачивать» легкие перед  сном за час. Это - борьба за нормальный сон, так как приступы в основном случаются ночью.

     Чем хуже самочувствие, тем чаще следует  проделывать эту гимнастику, но чаще и отдыхать. 4000 вдохов в день, разумеется, не сразу, а в течение дня, - хорошая  норма. При хорошей тренировке 2000 вдохов укладываются в 35 - 37 минут. Сокращать это время не следует.

     Пятое правило. И еще раз на счет выдоха. Необходимо пробовать выдыхать «через силу». То есть выдыхать так, как будто вы надуваете воздушный шар. Для этого нужно выдыхать, произнося звуки: «х», «ц», «ч», «ш», «щ», «брах», «брох». При этом не нужно давать воздуху полностью выходить из легких. То есть объем воздуха при вдохе должен быть больше, чем при выдохе. Это упражнение следует выполнять только в том случае, если имеются затруднения с выполнением второго правила.

     Ну  а теперь приступим к изучению самого комплекса упражнений. Для  начала - разминка.

     Встаньте  прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи  громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы  ощутить, что ноздри двигаются и  слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

     Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Информация о работе Дыхание. Бронхиальная астма и лечебная физкультура при ней