Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:00, контрольная работа
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата.
Введение …………………………………………………………….. 3
1.Основы методики воспитания быстроты…………………………6
2. Скоростные способности и методика их воспитания……….......12
3. Быстрота и методика ее развития………………. ………………15
4. Методы развития быстроты.………………………………………23
5.Упражнения для развития быстроты………………………………28
6. Выводы ……………………………………………………………..32
7. Литература………………………………………………………….35
Основная задача подготовки до начала специализации в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо упражнении (а, следовательно, не
применяя в большом объеме стереотипного повторения этого движения), добиться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т. п. Учитывая, что наиболее широкие возможности для
воспитания быстроты существуют в детском и юношеском возрасте (В. С. Фарфель, 1959; В. М. Корецкий, 1961, и др.), целесообразно основную часть работы в этом направлении осуществлять в указанный возрастной период.
В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась тенденция к уменьшению объема работы в основном виде и к увеличению удельного веса скоростно-силовой подготовки и специальных упражнений. Например, у ведущих советских прыгунов в высоту (по данным В. М. Дьячкова) прыжки через планку составляют не более 12—16% всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Если же сделать основным содержанием тренировочного процесса прыжки через планку в полной координации, то образуется динамический стереотип и скорость отталкивания стабилизируется. Сходная тенденция проявляется в спринте (Г. В. Коробков, В. П. Филин, 1961).
В случае если стабилизация скорости все же наступила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы — приемы разрушения «скоростного барьера» и приемы его «угашения».
В основе приемов разрушения «скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной дорожке (Д. И. Оббариус, 1953), бег за лидером, бег с ускорением, метания облегченных снарядов, метание утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота и т. п. Это облегчение не надо делать излишне большим. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях (В. М. Дьячков, 1961).
Приемы «угашения» основаны на том, что при прекращении тренировки скорость угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения более
стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основное упражнение, «скоростной барьер» может исчезнуть, техника же движений сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результатов. Так, в одном эксперименте у квалифицированных прыгунов с шестом перерыв в прыжках в несколько месяцев не сказался отрицательно на технике. Весь этот период основное внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств, и после перерыва, когда снова в занятия были включены прыжки, результаты спортсменов улучшились (В. М. Типаков).
Скоростные
способности – возможность
а) латентного времени скрытой реакции на сигнал;
б) от скорости одиночного движения;
в) от частоты движения.
Задачи по развитию скоростных способностей:
1) на первом этапе необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движений, скорость одиночного движения, быстроту целостных действий). Благоприятный период для развития скоростных способностей у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет;
2) на втором этапе – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где быстрота реакции и быстрота действия играют существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры,);
3) совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, диспетчер авиации, на железной дороге и др.).
Средства воспитания скоростных способностей
В. И. Лях (1997) дает три группы упражнений для развития быстроты:
1. Упражнения, которые целенаправленно воздействуют на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движения;
г) улучшение стартовой скорости;
д)
скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все компоненты скоростных способностей (наприм. спортивные игры, эстафеты)
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б)
на скоростные способности и
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе, упражнение на повышение скорости расслабления мышц после их сокращения.
Методы воспитания скоростных способностей
В практической деятельности для воспитания скоростных способностей применяются следующие методы:
1) метод строгого регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Эти методы представлены в разделе «Методы физического воспитания»
Для определения уровня развития скоростных способностей применяют контрольные упражнения.
Для оценки скорости одиночного движения применяют биомеханическую аппаратуру.
Для оценки максимальной частоты движений в разных суставах применяется специальный тренинг-тест за 5-20 с. Регистрируется число
движений руками или ногами (поочередно или одной).
Для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, используют пробегание дистанции на 30, 60, 100 м с низкого или высокого старта. Время измеряется вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных или лазерных устройств.
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота
– это качество, которое весьма многообразно
и специфично проявляется в различных
физических действиях человека. Возьмем
такой пример. Человек ведет автомобиль,
и перед ним неожиданно возникает препятствие,
требующее немедленной остановки. В этой
ситуации быстрота водителя проявляется
в двух формах. Первая – быстрота двигательной
реакции, выражающаяся временем, прошедшим
с момента, когда человек увидел препятствие,
до начала движения ногой к педали тормоза.
Вторая – быстрота движения, то есть скорость,
с которой правая стопа переместится с
педали акселератора на педаль тормоза
и нажмет ее.
Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.
Быстрота
движения в первую очередь определяется
соответствующей нервной
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных
движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).