Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа
Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Слабые звенья этой системы могут проявиться:
Зонная система защиты подразумевает выполнение защитных действий по территориальному принципу, т. е. каждый защитник организует противодействие на порученном ему участке площадки — непосредственно в своей зоне. Он опекает только нападающего, входящего в эту зону. При маневрировании атакующих игроков защитники обязаны «передавать» подопечных партнерам, располагающимся в соседних зонах. Особенно эффективна такая защита:
азновидностей
зонной системы защиты
несколько. Различаются они в зависимости
от количества игроков, располагающихся
в каждой линии обороны. Общепринято расположение
в непосредственной близости от своей
корзины наиболее высокорослых игроков,
а на передней линии — подвижных, агрессивных
защитников.
Выбор определенного варианта зонной
системы защиты той или иной командой
диктуется потенциальными возможностями
ее игроков с прицелом на нейтрализацию
сильных сторон игры в нападении соперников.
Для успешности действий при использовании
любого варианта зонной системы защиты
требуется постоянная концентрация защитников
на стороне мяча, согласованность и быстрота
коллективных перемещений в ответ на смену
позиций соперников и положения мяча;
своевременная «передача» партнерам временно
опекаемых нападающих при их перемещении
с одного участка площадки на другой.
Рассредоточенная
защита характеризуется
активными действиями защищающихся по
всей площадке или на большей ее части
с целью срыва атаки соперников уже на
ранней стадии развития. Этот вид защиты
по сравнению с другими отличается значительной
подвижностью и агрессивностью. Соответственно
он требует высокой функциональной подготовленности
всех игроков обороны, продуманности и
слаженности их действий. Рассредоточенная
защита реализуется через личный и зонный
прессинг.
Личный
прессинг —
наиболее активная форма защиты. Защитники
используют личный принцип опеки нападающих.
«Разбор» соперников при переходе к ним
мяча может производиться двумя способами,
где каждый защищающийся: 1) быстро находит
«своего» подопечного, 2) мгновенно начинает
опеку ближнего к месту его расположения
нападающего.
В зависимости от охватываемой активными
защитными действиями площади существует
несколько вариантов личного прессинга:
по всей площадке, на трех ее четвертях,
на половине площадки или на одной ее четверти
(в зоне возможных бросков).
Благодаря плотной жесткой опеке каждого
игрока соперников защищающаяся команда
стремится ограничить маневренность нападающих,
свободу их перемещений и розыгрыша мяча,
сковать действия лидеров, спровоцировать
поспешные или рискованные действия, вынудить
совершить техническую ошибку при ведении
мяча или передачах либо, наконец, нарушить
правила владения мячом.
Общая нацеленность команды — максимально
затруднить атакующим развертывание привычной
комбинационной игры, создать условия
для овладения мячом и перехода к стремительной
контратаке. Для этого широко используют
организацию группового отбора мяча двумя-тремя
игроками после оттеснения дриблера к
боковой, лицевой или центральной линии,
в углы площадки либо в углы между центральной
и боковыми линиями с подстраховкой остальными
защитниками.
Личный прессинг особенно эффективен
против медленных, плохо технически подготовленных
команд, в составе которых отсутствует
игрок, искусно владеющий скоростным видом
ведения мяча. К его достоинствам следует
отнести возможности:
К недостаткам личного прессинга специалисты относят:
Зонный
прессинг —
также активная форма игры в защите, организованная
по зонному принципу опеки нападающих.
Защищающаяся команда развертывает агрессивные
противодействия атакующим, расположившись
в несколько линий, и начинает давление
еще до вбрасывания мяча соперниками.
Основные цели согласованных действий
обороняющихся — затруднить розыгрыш
и продвижение мяча, создать ситуацию
группового отбора, провоцировать удобные
для перехвата мяча передачи. Передняя
линия игроков защиты выполняет сдерживающую
и направляющую функции. Ее задача — по
возможности ограничить продвижение нападающего
с мячом вперед или направить его в нужном
направлении (в сторону ограничительной
линии разметки площадки) — в место планируемого
группового отбора с участием защитника
второй линии обороны. Находящиеся за
первой в следующих линиях игроки обязаны
перекрыть возможные направления передач
мяча, участвовать в подготовке и осуществлении
группового отбора мяча, непосредственно
осуществлять перехваты мяча и обеспечивать
подстраховку партнеров.
В зависимости от количества защитников
в каждой линии и характера их действий
существует несколько вариантов построения
зонного прессинга. Причем эта разновидность
рассредоточенной защиты применяется,
как правило, по всей площадке. Менее часто
встречаются попытки использовать зонный
прессинг на меньших площадях (например,
на своей половине). В этих случаях вся
начальная расстановка обороняющихся
смещается соответственно в сторону своей
корзины.
Основные правила для успешной реализации
данной разновидности рассредоточенной
защиты:
не удалось
остановить развитие атаки на дальних
подступах, «не зависать» в передовой
зоне.
Зонный прессинг, как и другие разновидности
систем игры в защите, имеет ряд преимуществ
и недостатков.
К преимуществам следует отнести:
Среди наиболее существенных недостатков зонного прессинга можно отметить:
Однако всегда
существует возможность преодоления
отмеченных недостатков. Для этого необходимы
уверенное и решительное выполнение каждым
игроком защиты своих функций в рамках
избранной командой системы игры, взаимопонимание
и слаженность всех действий с учетом
сильных и слабых сторон конкретного соперника.
Сгладить недостатки личной и зонной систем
игры в обороне может также применение смешанной
защиты. Она
построена на использовании сильных сторон
представленных выше разновидностей командных
действий. Целесообразность смешанной
защиты определяется наличием в рядах
соперников ярких исполнителей, настоящих
лидеров своей команды. К этим игрокам
приставляют персональных «сторожей».
Остальные защитники играют по зонному
принципу.
В зависимости от решаемых командой задач
количество защитников, играющих с соперниками
лично, может быть равно одному или двум.
Соответственно существует несколько
вариантов возможного зонного
расположения
остальных игроков обороны. Наиболее типичные
из них: 2 + 3, 1 + 4. В первом случае два игрока
опекают соперников по личному принципу,
а для остальных трех защитников наиболее
рациональным будет расположение в зоне
по форме треугольника, ориентированного
основанием к своемуиту . Если же личная
опека поручена одному игроку (вариант
1 + 4), то зона может быть построена в форме
квадрата.
Выбор одного из вариантов смешанной защиты
тактически обосновывается манерой игры
конкретного противника.
Последовательность обучения разновидностям
командных тактических действий в защите
логически обусловлена их сущностью и
специфическими особенностями. Вначале
изучают системы концентрированной защиты,
среди которых первенство принадлежит
личной защите. Обучение вариантам рассредоточенной
и смешанной защиты требует достаточного
уровня спортивного мастерства занимающихся
и длительного времени на освоение, поэтому
их изучение целесообразно в процессе
спортивного совершенствования.
Обучение
командным тактическим
действиям в защите.
1. Объяснение и показ начальной расстановки
игроков, направления и последовательности
перемещений, характера взаимодействий,
присущих изучаемой системе защиты, на
демонстрационной доске и в конкретной
игровой ситуации на площадке.
2. Выполнение противодействий по личному
или зонному принципу в ситуациях 1 x 1,
2 x 2, 3 x 3, 4 x 4 на ограниченном участке площадки
или по всей площадке без атаки корзины.
3. То же, но с атакой в одну или обе корзины.
4. Выполнение начальной расстановки, соответствующей
изучаемой системе защиты, всей пятеркой
игроков.
5. То же, но со сменой позиций защищающимися
в ответ на медленное перемещение соперников
и мяча.
6. Командное противоборство 5 х 5 на одной
половине площадки без атаки корзины с
последующим возвращением атакующих в
тыловую зону (к своему щиту) или построением
начальной расстановки на заданной части
площадки в соответствии с принципами
изучаемой системы защиты:
7. То же, но
с атакой корзины и с
8. Многократное выполнение изучаемого
варианта командных тактических действий
в защите в условиях активного игрового
противоборства на заранее ограниченной
площади (половине, трех четвертях площадки
и т.д.) с атакой в одну корзину.
9. Выполнение изучаемых командных защитных
действий против активного нападения
в игровом упражнении «нападают пятерки
(тройки, четверки)»: на площадке одновременно
располагаются три команды — две из них
занимают защитные позиции на обоих щитах,
а третья начинает атаку в заданном направлении;
при овладении мячом защитившаяся команда
начинает атакующие действия в направлении
противоположного щита, а ее место занимает
только что нападавшая команда; обороняющиеся
организуют соответствующую систему защиты
и т. д. (количественный состав противоборствующих
команд и характер противодействия могут
меняться в зависимости от задач тренировочного
упражнения).
10. Воспроизведение изучаемой системы
защиты в учебных двусторонних играх с
установкой педагога.
11. Варьирование разновидностей командных
действий в защите по ходу игрового противоборства
согласно указаниям педагога.
1. Обучение командным действиям следует
начинать с освоения личной системы защиты.
2. Изначально разобрать исходную командную
расстановку, направление и характер перемещений
игроков на демонстрационной доске, затем
переходить к обучению защитным взаимодействиям
на площадке.
3. На начальном этапе обучения взаимодействия
на площадке производить в медленном темпе
против пассивного нападения с остановками
противоборствующих игроков и детальным
анализом складывающейся ситуации.
4. Добиваться от защитников быстрого и
согласованного реагирования на перемещения
соперников и мяча, выбора и реализации
оптимальных ответных или своевременных
упреждающих действий.
5. Активность нападающих увеличивать
постепенно, по мере усвоения командных
тактических взаимодействий в защите.
6. В упражнениях игрового противоборства
с атакой в одну корзину команды следует
менять ролями вначале после выполнения
серии изучаемых командных действий в
защите, а по мере усвоения материала —
по принципу: «Кто забивает — тот атакует».
7. В двусторонних учебных играх чередовать
разновидности изученных систем игры
в защите через определенные отрезки времени
или в соответствии со складывающейся
игровой ситуацией; на этапе совершенствования
варьировать различные варианты командных
действий по ходу игрового соперничества.
8. При использовании
личной системы защиты:
9. Зонную систему
защиты изучать после усвоения
основных принципов
10. При
10. При использовании личного прессинга: