Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа
Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
В баскетболе
существует неоспоримое правило: «Кто
выигрывает щит, тот выигрывает игру».
Для успешного овладения мячом при отскоке
(взятие отскока) защитник, прежде чем
идти на подбор, обязан преградить
путь опекаемому нападающему. Для этого он вправе
избрать два варианта действий: 1) не дожидаясь
начала движения соперника, может сблизиться
с ним в момент выпуска мяча при броске,
выполнить упреждающее блокирование и
устремиться к щиту для овладения мячом;
2) может занять выжидательную позицию
на расстоянии одного шага от соперника,
а с началом его движения определить направление
перемещения, выполнить блокирующий поворот
на ближней к нему ноге и мгновенно направиться
на подбор мяча.
Результативность
блокирования при борьбе
за взятие отскока зависит
от нескольких факторов. Прежде всего,
защитник должен занимать выгодную исходную
позицию — находиться между подопечным
и корзиной. В момент броска мяча необходимо
быстро реагировать на начало движения
опекаемого нападающего блокирующим поворотом
на ближней к направлению его перемещения
ноге, прийти в устойчивое положение готовности
к активному контактному противоборству
с соперником. Затем мгновенно идти на
подбор мяча с поднятыми вверх руками,
не позволяя противнику оттеснить или
опередить себя. Решающее же значение
имеют точный расчет в действиях и предугадывание
направления отскока по месту выброса
и траектории полета мяча, которые в сочетании
с хорошими физическими данными защитника
и высоким прыжком могут обеспечить ему
устойчивое преимущество в борьбе за подбор
мяча в каждом единоборстве с подопечным
нападающим.
Обучение
индивидуальным тактическим
действиям против нападающего
без мяча.
1. Объяснение и показ изучаемого тактического
действия на демонстрационной доске и
в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Противодействие выходу нападающего
без мяча в ситуации 1 х 1 при передвижении
игроков вдоль площадки от одной лицевой
линии до другой в заданном коридоре:
при пассивных действиях нападающего, перемещающегося зигзагом: нападающий поочередно имитирует выход то вправо, то влево;
в условиях активного единоборства с выполнением защитником установки: «Не пропусти нападающего за спину».
3. Многократная
смена защитной стойки и
4. То же, но противодействуя выходу нападающего
для получения мяча в ограниченную (трехсекундную)
зону: .
5. То же, но
чередуя позиции нападающих на
площадке относительно щита и направление
их выхода для получения мяча.
6. Выполнение блокирования пассивного
нападающего без мяча в ситуации борьбы
за отскок после броска другого нападающего:
7. То же, но в условиях активного
противоборства.
8. Воспроизведение сочетаний изученных
индивидуальных тактических действий
защитника против нападающего без мяча
в условиях игрового противоборства: игровые
задания типа «1x1 с промежуточным».
9. То же, но в двусторонних учебных играх
с установкой педагога.
Организационно-методические
указания.
1. Индивидуальные тактические действия
защитника изучать, варьируя начальные
позиции игроков и мяча, а также чередуя
направления развития атаки.
2. Широко использовать упражнение «1 x
1 с промежуточным» с акцентом на изучаемые
индивидуальные защитные действие в различных
позициях относительно мяча и обороняемой
корзины.
3. Останавливать соперников по ходу противоборства,
анализировать складывающуюся на площадке
игровую ситуацию и своевременно вносить
коррективы в защитные действия; добиваться
осмысленного отношения к изучаемому
материалу.
4. Активность нападающих увеличивать
и постепенно приближать к игровому уровню
по мере приобретения занимающимися элементарных
умений игры в защите.
5. При выполнении
контрдействий против
нападающего без мяча
своевременно реагировать сменой позиции
и защитной стойки на передвижение мяча
и соперника.
6. При держании
нападающего на стороне
мяча:
при опеке соперника
в позиции игрока задней линии
нападения располагаться в
6. При
7. При держании нападающего в ограниченной зоне (трехсекундной трапеции):
8. При борьбе за взятие отскока на своем щите:
9. Не выключаться
из игры после успешного
10. В игровых заданиях и двусторонних играх
концентрировать внимание каждого игрока
на грамотности индивидуальных защитных
действий в конкретных игровых эпизодах;
поощрять успешные действия игроков.
1. Неэффективная и. п. при
опеке игрока на стороне
мяча:
2. Нерациональная позиция при опеке игрока на дальней от мяча стороне площадки:
3. Потеря зрительного
контроля над игровой
4. Непродуктивная
5. Запоздалое
реагирование на начало
6. Отсутствие блокирующего действия при
борьбе за взятие отскока на своем щите:
защитник при броске смотрит на мяч —
потеря опекаемого нападающего.
7. Неэффективное
8. «Выключение»
защитника из игры после
Теоретические
предпосылки.
Согласованные действия всех игроков
команды в защите обеспечивают надежную
оборону своей корзины и создают хорошую
основу для успешной игры в нападении. Структурными
компонентами командных
действий являются рациональные
индивидуальные и групповые
действия, объединенные
единой тактической
задачей. Пути
решения этой задачи могут различаться.
В связи с этим командные действия в защите
подразделяются на т р и вида: концентрированная,
рассредоточенная и смешанная защиты.
Отличительной особенностью концентрированной
защиты является
ее направленность на предотвращение
результативных атакующих действий вблизи
своей корзины. Активные защитные действия
при этом организуются на ближних подступах
к корзине, вынуждая противника к дистанционным
броскам с удаленных позиций.
В зависимости от принципа построения
концентрированной защиты команда может
использовать личную или зонную систему
игры.
Личная
система защиты организуется
по принципу «игрок против игрока», т.е.
каждому защитнику поручается опека конкретного
нападающего, которому он противодействует
на любом участке площадки, не удаляясь
далеко от корзины. При потере мяча в нападении
защитники обязаны как можно быстрее вернуться
к своему щиту и «разобрать» соперников
в районе трехочковой линии при их приближении.
Основные преимущества такой организации
командных действий заключаются в возможностях: