Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:27, курсовая работа
Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо - функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1 Теоретическая часть АФК.....................................................................2
Адаптивная физическая культура как наука……………………………....2
Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………3
1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5
Глава 2 Структура АФК………………………………………………………….7
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК…………………………...7
2.2 Основные принципы АФК…………………………………………………..13
Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………
Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно-уровневой характеристики процесса реабилитации. Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная инвалидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что, в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения новых жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры. Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптимального психофизического состояния инвалидов, осуществления их трудовой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствующих развитию целого "букета" негативных изменений в организме, являются гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хорошо известны и неоднократно описывались как в научной, так и популярной литературе. Поставить надежный заслон различным заболеваниям, наваливающимся подобно снежному кому на человека, попавшего в условия вынужденной гиподинамии и гипокинезии (ограничения естественных движений-локомоций и т.п.), оптимизировать его психофизическое состояние может только разумно организованная двигательная активность. Здесь уместно вспомнить крылатое выражение И.А. Аршавского:". человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни". Огромна роль адаптивной физической культуры (особенно адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных и экстремальных видов адаптивной двигательной активности и др.) в решении задач социализации данной категории населения, реализации соответствующего современным условиям образа жизни как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества их жизни. Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста). Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.
В связи с тем, что объектом
внимания в адаптивной физической культуре
является человек с отклонениями
в состоянии здоровья, то вполне
логично попытаться, используя огромный
потенциал этого вида деятельности,
исправить имеющийся
Так, например, целенаправленная работа по укреплению глазодвигательных мышц может привести к улучшению зрения; этап формирования умственных действий в материальной форме значительно повышает эффективность этого процесса; обучение умениям произвольного расслабления мышц позволяет снимать психологические "зажимы", корректировать эмоциональное состояние и т.п.
Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом. В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, "тренировка" сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.).И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы (решения профилактических задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоятельно требует целенаправленной деятельности по профилактике заболеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.
Адаптивная физическая
Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.
1 Выдрин, В.М. Перестройка в области физической культуры / В.М. Выдрин // Теор. и практ. физ. культ., 1987
2 Бойченко, С.Д.. Классическая теория физической культуры: учебник /С. Д.Бойченко, Д. А.Тышлер. — Минск: Вышэйшая школа, 2002 — 312 с.
3 Адаптивная физическая культура — Википедия [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: ru.wikipedia.org
4. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика
физической культуры. Введение в предмет:
учебник для высших специальных физкультурных
учебных заведений. / Л.П. Матвеев. 4-е изд.стер.
– М.: Издательство «Лань»., 2004
Информация о работе АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов