АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо - функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1 Теоретическая часть АФК.....................................................................2
Адаптивная физическая культура как наука……………………………....2
Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………3
1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5
Глава 2 Структура АФК………………………………………………………….7
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК…………………………...7
2.2 Основные принципы АФК…………………………………………………..13
Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

2012 КУРСОВАЯ!.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

Основная задача адаптивного  физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации. Содержание адаптивного спорта направленно,  прежде всего на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы  со здоровьем.

Адаптивный спорт в  настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших международных Паралимпийского  и Специального Олимпийского движений.

Основная задача адаптивного  спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно – историческому  опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических и других ценностей  физической культуры.

Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Содержание  адаптивной двигательной рекреации направленно на  активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом  во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечения, повышение уровня жизнестойкости через  удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае её дополнения оздоровительными технологиями профилактикой медицины.

Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Содержание адаптивной физической реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены  на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных  заболеваний, травм, физических и психических  перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или  тех или иных жизненных обстоятельств.        

Основная  задача адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы вибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства.        

Таким образом, кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению значимых результатов в жизни.

        Одним из  важнейших теоретических вопросов  является определение функций  адаптивной физической культуры. Их конкретизация позволит уточнить поле профессиональной деятельности специалиста-педагога в данной сфере.       

Представляется  логичным разделение функций АФК на две группы.       

Первая  представляет собой совокупность педагогических функций, которые характеризуют  процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в разных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, адаптивном спорте, физической реабилитации. Методологической основой их являются философско-медицинские категории целостности организма и взаимосвязи структуры и функции.       

Вторая  группа включает в себя функции, являющиеся сопутствующими, соподчиненными основным педагогическим. Их формирование обусловлено не только воздействием физических упражнений на организм и личность человека, но и влиянием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей жизни, другими социальными институтами, которые образуют устойчивые функциональные связи. Эти связи формируют социальные функции АФК, представляющие собой само ценность для общества в целом и каждого человека, имеющего стойкие дефекты и ограниченные функциональные возможности. Эти функции также характерны для всех видов адаптивной физической культуры.       

Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.       

Наиболее  удачно функции культуры раскрыты в  исследовании М.С. Кагана. На основе анализа этой проблемы в мировой литературе автор утверждает, что в культуре существуют лишь две основополагающие функции: внешняя и внутренняя. Внешняя направлена на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития. Внутренняя - на обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочного самосовершенствования. «Третьей функции, - утверждает автор, - нет, и не может быть. Однако каждая из них представляет собой некий ансамбль частных функций».       

Именно  частные функции явились предметом  дискуссий в теории физической культуры, где они рассматриваются либо чрезмерно широко, либо отождествляются  с функциями физического воспитания, либо рассматриваются совместно с функциями спорта без различий между данными социальными явлениями.       

Правомерность таких подходов обусловлена тем, что все виды физической культуры, ориентированные на здорового человека, имеют свои конкретные цели, задачи, направления, формы и, следовательно, свои функции; при этом они имеют и общие функции, свойственные всем видам физической культуры [3].       

Нет однозначных суждений и о количестве функций.       

Так, Л.П. Матвеев [5] выделяет две группы функций физической культуры - группу общекультурных и группу специфических. К функциям первой группы он относит эстетическую, нормативную, информационную; к функциям второй - образовательную, прикладную, спортивную, рекреативную и оздоровительно-реабилитационную.        

В.М. Выдрин [1] в физической культуре выделяет три группы функций: группу общекультурных функций (образовательную, воспитательную и др.), группу специфических (физическую подготовку к жизни и труду, укрепление здоровья, развитие физических способностей, двигательных навыков и др.) и группу внутренних (функции компонентов физической культуры: физического воспитания, спорта, рекреации и реабилитации).       

И.И. Сулейманов выделяет четыре группы функций  физической культуры и спорта: материально-производственных, социальных, политических и духовных. В первую он включает функции производства и воспроизводства человеческой жизни (оздоровительную, рекреативную, лечебную) и профессионально-прикладную функцию. Во вторую - социализирующую, коммуникативную, интегративную, зрелищную, семейно-бытовую, воспитательную и образовательную. В третью группу - военно-прикладную, престижную, управленческую, функцию отвлечения и др. В четвертую - мировоззренческую, идеологическую, философскую, научную, нравственную, правовую, религиозную, творческую, ценностную, нормативную и др.       

Н.И. Пономарев только в сфере спорта выделяет ряд групп функций. Это группы творческих, коммуникативных, социальных, преобразовательно- созидательных, познавательных, ценностно-ориентационных, психологических, игровых функций. Внутри этих групп автор выделяет 37 функций спорта.        

Б.В. Евстафьев в функционировании физической культуры выделяет общее, особенное и единичное (специфическое). С этих позиций он подразделяет все функции на внутренние и внешние. К внутренним он относит совершенствование самой физической культуры, ее предметных и личностных ценностей; к внешним - обеспечение своими средствами и способами различных видов человеческой деятельности. Например, к внешним специфическим функциям автор относит функцию физического образования, профессионально-прикладной подготовки, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.       

Рыжкин  Ю.Е. к функциям физической рекреации  относит следующие: оздоровительную, индивидуализирующую, творческую, гедонистическую, престижную, развлекательную, отвлечения, интеграции, прогностическую и зрелищную. Такая классификация не в полной мере соответствует логике суждений автора о необходимости деления функций физической рекреации на специфические, присущие только ей, и общекультурные, обусловленные многообразием связей с другими общественными явлениями, и, прежде всего, культурной. В предложенной классификации все функции объединены вместе, причем часть из них, прогностическая, зрелищная - не являются ведущими для физической рекреации. Индивидуализирующую функцию вряд ли; можно вообще назвать функцией. Индивидуализация - психопедагогический принцип, в соответствии с которым учитываются индивидуальные особенности занимающихся в сфере физического воспитания, спорта, в том числе и в физической рекреации [6].        

В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Единство структурных элементов АФК определяется, прежде всего, применением физических упражнений как основного средства и метода достижения цели. Они выступают как системообразующий фактор и основная структурная единица АФК. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где, исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция. По аналогии с функциями физической культуры их может быть много. Чтобы верно ориентироваться в большом многообразии функций АФК, нужно четко различать ее специфические педагогические функции, свойственные только ей как особому явлению в жизни человека и личности, выделяя социальные функции как результат осуществления связей с теми или иными общественными явлениями и процессами.       

Таким образом, речь идет об использовании  физических упражнений в самых различных целях. Было бы ошибкой думать, что все положительные эффекты, влияющие на личность и межличностные отношения инвалидов, есть собственные функции АФК. Социализация инвалидов определяется комплексом социальных факторов; условиями, системой социальных отношений, участием других социальных институтов в этом процессе, хотя, несомненно, в социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья огромная роль принадлежит АФК [3].       

Все функции АФК реализуются через деятельность (движение -> двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность -> двигательная деятельность), в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но ограниченные влиянием конкретной патологии.       

Сама  деятельность в сфере АФК столь  разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий  физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность инвалида в соответствии с принципами и нормами человеческой морали. Таким образом, формируется большой блок социальных функций, под которыми подразумеваются различные проявления многогранной роли АФК в жизни каждого индивида и всего общества. К числу таких функциональных связей относятся: социализирующая, коммуникативная, гуманистическая, интегративная, ценностно-ориентационная, престижная, эмоционально-зрелищная, психорегулирующая, эстетическая и др., в которых аккумулируется множественность функциональных свойств АФК.

 

 

 

 

2.2 Основные принципы АФК

Принципы являются составной  частью методологии и представляют собой базовые теоретические  положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования  практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями АФК.

  1. Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.
    • Принцип гуманистической направленности;
    • Принцип непрерывности физкультурного образования;
    • Принцип социализации;
    • Принцип интеграции;
    • Принцип приоритетной роли социума.

Информация о работе АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов