Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:27, курсовая работа
Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо - функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1 Теоретическая часть АФК.....................................................................2
Адаптивная физическая культура как наука……………………………....2
Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………3
1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5
Глава 2 Структура АФК………………………………………………………….7
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК…………………………...7
2.2 Основные принципы АФК…………………………………………………..13
Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть
АФК...........................
1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5
Глава 2 Структура АФК………………………………………………………….7
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК…………………………...7
2.2 Основные принципы АФК………………………
Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями
в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Адаптивная физическая культура
— это комплекс мер спортивно–оздоровительного
характера, направленных на реабилитацию
и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических
барьеров, препятствующих ощущению полноценной
жизни. Адаптивная физическая культура
очень важна для здоровья человека. Особенно
важна она для людей с ограниченными возможностями,
или для инвалидов. Важность ее заключается
в том ,что без ее вмешательства в лечение
больных людей, людей с ограниченными
возможностями, будет не так эффективна,
а в некоторых случаях и вовсе человек
может погибнуть.
АФК интегрирует
в себе как минимум три крупных области
знания - физическую культуру, медицину,
коррекционную педагогику – и большое
количество учебных и научных дисциплин:
теорию и методику ФК, двигательной рекреации
и физической реабилитации; анатомию,
физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену,
общую и частную патологию, тератологию,
психологию болезни и инвалидности, специальную
психологию, специальную педагогику, психиатрию.
Необходимость объединения в единый исследовательский
коллектив представителей ФК, медицины,
коррекционной педагогике приводит к
различным трактовкам сущности АФК, что
предопределяет научными предпочтениями
научных работников, их предшествующим
опытом работы. Так, например, в среде специалистов
и научных работников, и особенно в массовом
сознании, доминирует представление о
тождественности АФК и ЛФК или физической
реабилитации. На самом деле, как показывает
международный опыт и отечественная практика,
прежде всего в области адаптивного спорта
(или спорта инвалидов), это совсем не так.
АФК представляет собой значительно более
емкий и широкий научный и социальный
феномен, целью которого является социализация
личности инвалида или человека с отклонениями
в состоянии здоровья, поднятие уровня
качества их жизни, наполнение ее новым
содержанием, смыслом эмоциями, чувствами,
а не только их лечение с помощью тех или
иных физических упражнений или физиотерапевтических
процедур.
Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какие-либо свои функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.) [2].
Именно своей ориентацией на
хронических больных и инвалидов адаптивная
физическая культура отличается от одного
из разделов (видов) общей физической культуры,
который называется оздоровительно-
Адаптивная физическая культура
включает в себя и адаптивную физическую
реабилитацию (для инвалидов и
лиц с ограниченными
По сложившейся в нашем обществе системе идеологических и мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны были заниматься представители федеральных и территориальных организаций и учреждений здравоохранения, социального обеспечения, образования.
Что касается сферы физической культуры, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры — спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. В этой связи обратим внимание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населения [6].
В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на средства традиционной медицины — медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы — движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др. [4].
Адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компоненты физкультурно-спортивной деятельности практически не используются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.
То же самое можно сказать и о целом ряде дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетология - преимущественно лечебное питание и т.д. [6].
Адаптивная физическая культура
представляет собой емкий и широкий
социальный феномен, основной целью
которого является социализация личности
инвалида или человека с отклонениями
в состоянии здоровья, поднятие уровня
качества жизни, наполнение новым содержанием,
эмоциями, чувствами, а не только их
лечение с помощью тех или
иных физических упражнений или физиотерапевтических
процедур.
Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы. Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.
Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др. Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для физической культуры.
АФК позволяет решать задачу
интеграции инвалидов в общество.
Адаптивная физическая культура должна позволить приобрести умения и навыки, качества и способности необходимые в любом виде человеческой деятельности.
Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК. Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Информация о работе АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов