Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:40, реферат
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.
Введение.
Иностранный опыт.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
Российские женщины предприниматели.
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.
5. 2. Три социальных
группы женщин-
Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер. Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр. ). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа – 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
На первый план выходят ожидания, связанные с самоактуализацией: стремление к независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая – отсутствие хоть каких-либо средств к существованию, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Согласно имеющихся данных, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди.
Социальные ожидания,
связанные с приходом в бизнес,
полностью оправдались к
Ранее, до своей предпринимательской деятельности, более половины (14 чел. ) были рядовыми специалистами с высшим или средним специальным образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист и пр. ). Как видно, организаторские способности и активность “рядовых исполнительниц” не были по достоинству оценены на прежнем месте работы.
5. 4. Взаимоотношения
женщин-предпринимателей с
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны больше поддержку, чем противодействие в своей деятельности. Такая же часть – либо одно постоянное противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть меньше половины совокупности опрошенных не встречает ни помощи, ни противодействия. В числе трудностей во взаимодействии с государственными органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов задним числом (16 чел. ), бюрократизм, неоперативность, затягивание дел (10 чел. ), низкий профессионализм (8 чел. ), неопределенность функций государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны (5 чел. ) и, наконец, коррупция и взяточничество (4 чел. ).
Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера – сама по себе трудность, и весьма значительная”. Только одна опрошенная не имеет трудностей в контактах с партнерами. Ненадежность, нарушение договорных обязательств – наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера – отсутствие или недостаток профессионализма (9 чел. ), третий – нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству (7 чел. ).
Гораздо мягче складываются
отношения с конкурентами. Почти
у половины опрошенных нет вообще
никаких проблем с
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть опрошенных не имеет трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность – наиболее частые пороки подчиненных (на них сослалось свыше половины обследуемых). “Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда”, “привыкли получать зарплату независимо от результатов”, “необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят”.
5. 5. Планы
расширения бизнеса женщинами-
Больше половины женщин-предпринимателей (15 чел. ) полагают, что не могут развернуться в бизнесе таким образом, как хотелось бы, как могли: “сделать в состоянии многое, но условий для осуществления замыслов нет”. Оставшаяся часть женщин-предпринимателей относится к той группе лиц, кто всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть бизнес-леди с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое дело: “открыть предприятие за границей”, “расширить свою сеть”, “развить новое направление в разумных пределах” и пр. (подавляющая часть). Остальные намерены либо оставить в неизменном состоянии (2 чел. ), либо закрыть старое и открыть новое дело (1 чел. ), либо вовсе отказаться от предпринимательской деятельности (1 чел. ).
5. 6. Что,
по мнению женщин-
На вопрос: “Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе: Вашими социально-психологическими качествами, статусными характеристиками, или же обстановкой в стране?” – на первое место вышли социально-психологические качества (14 чел. ), на второе – статусные характеристики (3), на третье – социально-экономическая обстановка в стране (лишь один человек отдал им приоритет). Итак, социально-психологические, “человеческие” качества, такие как контактность, общительность (15 чел. ), настойчивость в достижении цели (13 чел. ), интеллект (12 чел. ), восприимчивость к инновациям (10 чел. ), дипломатичность (10 чел. ) оказываются главными помощниками женщин в их предпринимательской деятельности. Гораздо слабее действие статусных характеристик, среди них: профессиональное образование – например, “авторитет профессионала, подтвержденный годами предыдущей работы” – (13 чел. ), незагруженность семейными делами (10 чел. ), подходящий возраст (10 чел. ), налаженные связи в деловом мире (9 чел. ). На третьем месте по приоритетности воздействия, как указывалось выше, оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране. В числе позитивов были названы благоприятная ситуация на рынке товаров (5 чел. ), поддержка государственными органами управления (4 чел).
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
Здесь ситуация зеркально противоположная той, которая отражает структуру социальных опор в бизнесе, описанных выше. На первом месте в структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес-леди обстановка в стране (16 чел. ), на втором – статусные характеристики (2), на третьем – социально-психологические (1 чел. ), остальные респондентки затруднились с ответом (7 чел. ). В числе негативных социально-экономических факторов доминирует экономическая нестабильность в стране (12 чел. ), отсутствие поддержки со стороны государства (11 чел. ), отсутствие необходимых гарантий со стороны государства (11 чел. ), противоречивость законодательства о предпринимательстве (10 чел. ). Среди негативных статусных характеристик – недостаточно высокий материальный статус – недостаток средств и сбережений (12 чел. ), неважное здоровье (3 чел. ), маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи (3 чел. ). В числе социально-психологических помех наиболее часто называется законопослушность (7 чел. ), недостаток бойцовских качеств, жесткости (7 чел. ), слабый интерес к получению сверхприбыли (5 чел. ).
5.8. Неравенство
возможностей и системы мер
по защите интересов женщин-
Большая часть бизнес-леди
ощущает неравенство своих
5.9. Жизненные
ценности женщин-
В структуре жизненных ценностей бизнес-леди доминируют два: материнство и самореализация. Жизненный успех и благополучие детей является главной ценностью в их жизни (13 чел. ). Столь же высокие позиции занимает и возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности (12 чел. ). Либеральные ценности: свобода, независимость существования так же весьма значимы (9 чел. ) в жизни бизнес-леди. В числе других наиболее часто упоминаемых ценностей: материальный достаток (9 чел. ), счастливый брак (8 чел. ), уверенность в завтрашнем дне (8 чел. ), возможность путешествовать, своими глазами увидеть мир (8 чел. ). Однако далеко не всем удается реализовать свои главные ценности в реальной жизни. Жизненный успех и благополучие детей сопутствует лишь 1/5 женщин-предпринимателей.
Но зато работать с
полной отдачей имеют возможность
свыше половины (15 чел. ), а свободу,
независимость существования
6. Заключение.
Бизнес-слой Сибири пополняет,
как видно, та часть женского социума,
которая уже на “входе” реформы
обладала необходимыми социально-психологическими
и статусными характеристиками, выступала
носителем либеральных