Женское предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.

Содержание

Введение.
Иностранный опыт.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
Российские женщины предприниматели.
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

5. 2. Три социальных  группы женщин-предпринимателей.

Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалой  степени зависит от того, с какой  установкой приходят женщины в сферу  предпринимательства: является ли это  делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер. Как  удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр. ). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа – 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне.

5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.

На первый план выходят  ожидания, связанные с самоактуализацией: стремление к независимости и  самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая – отсутствие хоть каких-либо средств к существованию, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Согласно имеющихся данных, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди.

Социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, полностью оправдались к моменту  опроса у каждой второй женщины, у  каждой третьей – лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе  не достиг своих целей. Степень готовности к новой социальной роли несмотря на резкий, радикальный характер реформ, в целом бизнес-леди, по собственной оценке, оказались готовы к новой социальной и профессиональной роли, находясь уже на самом начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности призналась лишь одна бизнес-леди). Каждая вторая отметила свою высокую готовность к этому роду деятельности.

Ранее, до своей предпринимательской  деятельности, более половины (14 чел. ) были рядовыми специалистами с  высшим или средним специальным образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист и пр. ). Как видно, организаторские способности и активность “рядовых исполнительниц” не были по достоинству оценены на прежнем месте работы.

5. 4. Взаимоотношения  женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.

Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и  подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны больше поддержку, чем противодействие в своей деятельности. Такая же часть – либо одно постоянное противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть меньше половины совокупности опрошенных не встречает ни помощи, ни противодействия. В числе трудностей во взаимодействии с государственными органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов задним числом (16 чел. ), бюрократизм, неоперативность, затягивание дел (10 чел. ), низкий профессионализм (8 чел. ), неопределенность функций государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны (5 чел. ) и, наконец, коррупция и взяточничество (4 чел. ).

Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера – сама по себе трудность, и весьма значительная”. Только одна опрошенная не имеет трудностей в контактах с партнерами. Ненадежность, нарушение договорных обязательств – наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера – отсутствие или недостаток профессионализма (9 чел. ), третий – нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству (7 чел. ).

Гораздо мягче складываются отношения с конкурентами. Почти  у половины опрошенных нет вообще никаких проблем с конкурентами. Более того, присутствует желание  наладить партнерские отношения с ними, работать в контакте. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают опрошенные бизнес-леди. В то же время, четвертая часть опрошенных указала на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.

Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям  бизнес-леди. Лишь четвертая часть  опрошенных не имеет трудностей в  данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность – наиболее частые пороки подчиненных (на них сослалось свыше половины обследуемых). “Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда”, “привыкли получать зарплату независимо от результатов”, “необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят”.

5. 5. Планы  расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.

Больше половины женщин-предпринимателей (15 чел. ) полагают, что не могут развернуться в бизнесе таким образом, как  хотелось бы, как могли: “сделать в  состоянии многое, но условий для осуществления замыслов нет”. Оставшаяся часть женщин-предпринимателей относится к той группе лиц, кто всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть бизнес-леди с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое дело: “открыть предприятие за границей”, “расширить свою сеть”, “развить новое направление в разумных пределах” и пр. (подавляющая часть). Остальные намерены либо оставить в неизменном состоянии (2 чел. ), либо закрыть старое и открыть новое дело (1 чел. ), либо вовсе отказаться от предпринимательской деятельности (1 чел. ).

 

 

 

5. 6. Что,  по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.

На вопрос: “Чем в первую очередь определяется успех в  бизнесе: Вашими социально-психологическими качествами, статусными характеристиками, или же обстановкой в стране?” – на первое место вышли социально-психологические качества (14 чел. ), на второе – статусные характеристики (3), на третье – социально-экономическая обстановка в стране (лишь один человек отдал им приоритет). Итак, социально-психологические, “человеческие” качества, такие как контактность, общительность (15 чел. ), настойчивость в достижении цели (13 чел. ), интеллект (12 чел. ), восприимчивость к инновациям (10 чел. ), дипломатичность (10 чел. ) оказываются главными помощниками женщин в их предпринимательской деятельности. Гораздо слабее действие статусных характеристик, среди них: профессиональное образование – например, “авторитет профессионала, подтвержденный годами предыдущей работы” – (13 чел. ), незагруженность семейными делами (10 чел. ), подходящий возраст (10 чел. ), налаженные связи в деловом мире (9 чел. ). На третьем месте по приоритетности воздействия, как указывалось выше, оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране. В числе позитивов были названы благоприятная ситуация на рынке товаров (5 чел. ), поддержка государственными органами управления (4 чел).

5. 7. Препятствия  и помехи в бизнесе.

Здесь ситуация зеркально  противоположная той, которая отражает структуру социальных опор в бизнесе, описанных выше. На первом месте в структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес-леди обстановка в стране (16 чел. ), на втором – статусные характеристики (2), на третьем – социально-психологические (1 чел. ), остальные респондентки затруднились с ответом (7 чел. ). В числе негативных социально-экономических факторов доминирует экономическая нестабильность в стране (12 чел. ), отсутствие поддержки со стороны государства (11 чел. ), отсутствие необходимых гарантий со стороны государства (11 чел. ), противоречивость законодательства о предпринимательстве (10 чел. ). Среди негативных статусных характеристик – недостаточно высокий материальный статус – недостаток средств и сбережений (12 чел. ), неважное здоровье (3 чел. ), маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи (3 чел. ). В числе социально-психологических помех наиболее часто называется законопослушность (7 чел. ), недостаток бойцовских качеств, жесткости (7 чел. ), слабый интерес к получению сверхприбыли (5 чел. ).

 

 

 

 

 

 

5.8. Неравенство  возможностей и системы мер  по защите интересов женщин-предпринимателей.

Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере  предпринимательства по сравнению с мужчинами в сходных условиях. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин равные шансы для достижения своих целей. Это неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу Во-вторых, двойной нагрузкой женщины: дом и работа (“женщина ко всему еще и мать, и жена. . . ”). На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины разделились на две примерно равные части. Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли у нас в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Больше половины бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства, как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности, все же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав, “не умно устанавливать права по половому признаку” (бизнесмен, давшая такой ответ, молодая преуспевающая бизнес-леди с прекрасным столичным университетским физико-математическим образованием). В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Однако часть женщин полагается на естественный ход событий: “не нужны специальные меры – наступит время и для женщин”. В своей предпринимательской практике 2/3 обследуемой совокупности бизнес-леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов (суд, милиция, 7 чел. ), авторитетов делового мира (5), местных органов власти (4). Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей (2). Есть и такие ответы: “В каждом конкретном случае поступаю по-разному, использую оптимальные варианты”. В ответах на вопрос о том, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разбились на две почти равные группы. Одни считают, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другие называют ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.

 

5.9. Жизненные  ценности женщин-предпринимателей.

В структуре жизненных  ценностей бизнес-леди доминируют два: материнство и самореализация. Жизненный  успех и благополучие детей является главной ценностью в их жизни (13 чел. ). Столь же высокие позиции занимает и возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности (12 чел. ). Либеральные ценности: свобода, независимость существования так же весьма значимы (9 чел. ) в жизни бизнес-леди. В числе других наиболее часто упоминаемых ценностей: материальный достаток (9 чел. ), счастливый брак (8 чел. ), уверенность в завтрашнем дне (8 чел. ), возможность путешествовать, своими глазами увидеть мир (8 чел. ). Однако далеко не всем удается реализовать свои главные ценности в реальной жизни. Жизненный успех и благополучие детей сопутствует лишь 1/5 женщин-предпринимателей.

Но зато работать с  полной отдачей имеют возможность  свыше половины (15 чел. ), а свободу, независимость существования обрела половина опрошенных. В числе факторов, омрачающих жизнь бизнес-леди, главными являются трудности в предпринимательской деятельности (10 чел. ), тревога за детей (9), а также отсутствие свободного времени (8 чел. ), болезни близких людей (6 чел. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

Бизнес-слой Сибири пополняет, как видно, та часть женского социума, которая уже на “входе” реформы  обладала необходимыми социально-психологическими и статусными характеристиками, выступала  носителем либеральных ценностей (свобода, независимость существования и пр. ), т. е. в своей основе оказалась как бы “преадаптированной” к рынку. Высокая степень готовности к предпринимательской деятельности дала возможность 80% опрошенных бизнес-леди “довольно легко” или “со средней тяжестью” освоить новую социальную роль, войти в рынок. Существующая в управленческих кругах гипотеза о том, что приход в бизнес женщин может снять напряженность на рынке труда, по-видимому, является в современных условиях несостоятельной. Бизнес-леди – это особый социальный тип женщин – носителей либеральных ценностей, с повышенной потребностью в самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей природе. Как правило, такой тип женщин является востребованным не только в предпринимательстве, но и в других сферах трудовой деятельности, на предприятиях с самыми разнообразными организационно-правовыми формами. Безработица на рынке труда – это не их удел, а социальная ловушка женщин совсем иного “не предпринимательского склада”. Присущие бизнес-леди ценности и качества не являются доминирующими и массовыми у современных российских женщин, тем более у тех, кто оказался вытесненными по тем или иным причинам из сферы производства. Лишь небольшая часть женщин, потерявших работу, может открыть свое дело и тем самым решить проблему своей занятости. Однако со временем социальные качества, необходимые для предпринимательской активности, будут, видимо, все более проявляться у новых поколений женщин, входящих в жизнь в условиях рынка. Ведь, не случайно, например, в США каждое второе малое предприятие, а в Германии – каждое третье возглавляют женщины. Бизнес-леди  —  это  особый  социальный  тип   женщин.    Исследования психологов, проведенные в западных  странах,  свидетельствуют,  что  женщины более приятны в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны  к  людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины  незаменимы,  с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения. Женщины разумней ведут себя в  конфликтных  ситуациях,  руководствуясь обычно  известным  правилом  «клиент  всегда  прав»,   стремятся   уменьшить эмоциональные издержки. Предприятия,  являющиеся  собственностью  женщин,   значительно   реже подвергаются банкротству по сравнению  с  теми  предприятиями,  где  хозяева мужчины. В своей  работе  я  попыталась  раскрыть  основные  проблемы  женского менеджмента  и  считаю,  что  если  мужчины   пересмотрят  свои  позиции  по отношению к истинным бизнес-леди, то вероятно произойдут коренные  изменения не только в работе, но и в отношениях между людьми…

Информация о работе Женское предпринимательство в России