Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:40, реферат
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.
Введение.
Иностранный опыт.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
Российские женщины предприниматели.
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.
В другом исследовании, но уже отечественным автором А.В. Корелем, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. Было проведено пилатажно-экспертное обследование 26 женщин-предпринимателей Новосибирска (1997г) проявило как отдельные стороны социального портрета данной группы женщин, так и проблемы пути к успеху в бизнесе. В обследование вошли женщины 22-56 лет. Из исследования ясно, что бизнес слой Сибири пополняет та часть женского социума, которая уже на «входе» реформы обладала необходимым социально-психологическими и статусными характеристиками, выступает носителем либеральных ценностей (свобода, независимость и др.). Высокая степень готовности к предпринимательской деятельности дала возможность 80% опрошенных «довольно легко» или «со средней тяжестью» освоить новую социальную роль «войти в рынок». В исследование Лилии Бабаевой"5 о роли женщин в становлении и развитии малого бизнеса, опираясь на формализованный анкетный опрос, удалось установить некоторые факторы мотивации прихода женщин в бизнес, «желаемую картину развития дела».
Социологические исследования,
проведенные коллективом «
Исследование под руководством В.А Суковатой проблемы участия женщин в бизнесе в Украине. В исследование выделяется изучение конкретных жизненных историй тех украинок, которые несмотря на неблагоприятные условия, приняли решение заняться бизнесом. Исследование не претендует на полноту охвата всех жизненных ситуаций. Однако позволяют увидеть как женщины предпринимательницы «вписывают» в свой жизненный сценарий реальность бизнеса. Цель работы - попытка выявления ценностных и тендерных моделей достижения «успеха», взаимозависимости между брачным статусом и достижениями в бизнесе, влияние типа брачной модели на самооценку своих достижений. В качестве методологии выбран текстуальный анализ нарративных интервью. Были опрошены женщины от 25 до 45 лет, профессионально занятые в бизнесе от 3 до 7 лет и маркирующий как «успешные». По семейному положению респондентки распределились следующим образом: около половины состоят в законном браке, при этом часть из них начала заниматься бизнесом до замужества, часть позже. Социологическое исследование, проведенное в декабре 1997г. Центром политических технологий (руководитель И.М. Бунин) по заказу Center of Independent Private Enterprise (СІРЕ), руководитель проекта - В.В. Радаев. Методом анкетирования было, опрошено 227 респондентов составили женщины. Помимо анкетных данных были использованы материалы 15 интервью с женщинами предпринимателями Москвы и Новосибирска, возглавляющими фирмы в области финансов и аудита, торгово-закупочной деятельности, туризма, детского дошкольного воспитания, рекрутских услуг промышленности и др. (ноябрь 1997-февраль 1998г.) В ряде исследований было отражено, что карьера в бизнесе женщин сложнее сочетается с выполнением семейных ролей, чем карьера в полотипичной профессии1 , а также то, что успешные в деловой сфере женщины имеют специфические переживания и стратегии совмещения двух сфер.13
Саратовские ученые (Гордеев А.Е., Кравцова А.П., Кузнецова-Касимова Н.В., Лукьянова Е.В., Семёнова Ю.А. и др.)14 также уделяют внимание проблемам предпринимательства, только в диссертационных советах при СГУ им. Н. Г. Чернышевского защищен ряд диссертаций, посвященных указанной тематике.
Исходя из вышесказанного, следует, что проблема женского предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса остается малоизученной и требует более глубокого и детального изучения, в том числе в разных по численности проживания городах, что и обуславливает выбор темы данного исследования.
Цель исследования состоит
в том, чтобы выявить специфику
социально-экономических
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• раскрыть социально-экономические подходы к изучению женского предпринимательства;
• проследить генезис
социально-экономических
• выявить основные мотивации и факторы деятельности женщин предпринимателей, проживающих в городах с разной численностью населения;
• сравнить социально-демографический
портрет женщины
• сформулировать практические рекомендации по активизации государственной поддержки женского предпринимательства
Объектом исследования является предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются социально - экономические мотивации и факторы женщин предпринимателей в современной России.
Методологическую основу и теоретические источники исследования составляет структурно-функциональный подход Т. Парсонса ключевым понятием которого, является понятие «социального действия», выражающее устойчивый спонтанный результат возникающих между людьми социальных действий. Социальное действие «бизнес-леди» представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия на базе диктуемых социальных ролей. Понятие-структура «бизнес-леди» выявляется через совокупность устойчивых стандартизированных характеристик (возраст, место жительство, сфера деятельности и т.д.) Отличительной чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определенные роли относительно друг друга. Понятие роли здесь соединяют действия, имеющие обязательную силу. Эмпирическую базу исследования составляют материалы статистики, в том числе и по Саратовской области, результаты социологических исследований, проведенных в различных регионах страны. Наряду с этим использованы результаты авторского социологического исследования, проведённого в 2005 г. Было опрошено 181 человек, среди которых женщины-предприниматели, проживающие: в городе Москва - 39% респондентов, в городе Саратове - 49%, в поселке городского типа Александров Гай - 12%. Научная новизна диссертационного исследования связана с актуальностью предложенной темы, постановкой проблемы, не получившей достаточно полной социологической интерпретации и освещения в научной литературе. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения:
• раскрыты социально-экономических подходы к изучению женского предпринимательства;
• предложена авторская интерпретация понятия «бизнесвумен»;
• прослежен генезис социально-
• социально-экономические
• дана сравнительная характеристика социально-демографических портретов женщины-предпринимателя России и США;
• выявлены основные мотивации и факторы деятельности женщин предпринимателей;
• сформулированы практические рекомендации по активизации государственной поддержки женского предпринимательства.
В ходе диссертационного исследования, полученные обобщения и выводы предлагаются как положения, выносимые на защиту, которые имеют не только теоретический интерес, но и практическую значимость.
1. Терминология, связанная с предпринимательской деятельностью в сознании русского человека сформировалась достаточно ясно около 15 лет назад, когда экономика России переживала трансформацию системы из административно-командной в рыночную. Перемены, связанные с переходом экономической системы внесли в русскую речь два новых понятия англоязычного происхождения «бизнесмен» и «бизнесвумен». При этом определение «бизнесмен» в экономических словарях нашло достаточно чёткое определение, а термин «бизнесвумен» фигурирует только в периодике. В работе даётся авторская трактовка понятия «бизнесвумен» -деловая женщина, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли. Учитывая что, в российском сознании и в экономических словарях понятие бизнес и предпринимательство существенным образом друг от друга не отличаются, понятие «бизнесвумен», отличается от понятия «предприниматель» тем, что указывают на половую принадлежность.
2. Социально-демографические
портреты женщин
3. Существенным фактором
в формировании карьеры женщин
предпринимателей является
4. В вопросе о половой
дискриминации в сфере
5. Большое значение
для сложившейся
6. К основным направлениям
государственной поддержки,
5. Российские женщины-предприниматели.
Проблема женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры.
Женщиной освоены многие сферы проявления деловой профессиональной активности, но именно бизнес с его динамикой способен в сравнительно кратчайшее время обнаружить способность или неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что приход женщины в бизнес проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо решиться попробовать свои силы в малоосвоенной сфере.
5. 1. Данные Госкомстата России.
Становление частного бизнеса, самозанятости женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических, экономических и социальных барьеров. Женский социум, как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриархата, сексизм и др. Как свидетельствуют данные Госкомстата России, женщины менее активно, чем мужчины включаются в новые рыночные хозяйственные формы (предпринимательство, бизнес, самозанятость). Согласно данным микропереписи населения, проведенной Госкомстатом России в 1994 г. , в России на 1000 человек, приходится лиц, указавших источником средств своего существования - доход от предпринимательской деятельности среди мужчин – 17, а среди женщин только 7. Для Западной Сибири, аналогичные данные составляют: 14 (для мужчин) и 6 (для женщин), т. е. разрыв по признаку пола более чем двукратный. Наиболее продвинутой территорией страны в плане предпринимательства является г. Москва, здесь соответствующие показатели составляют: 36 и 13. Однако разрыв во включенности женщин и мужчин в сферу предпринимательства здесь еще более значителен и почти достигает трехкратной величины. Как видно, более “развитое” рыночное пространство отнюдь не гарантирует столичным женщинам и более “равного” вхождения в бизнес, скорее наоборот – они все более отстают от мужчин.
Пути решения проблем
подобного рода предполагают разработку
специальной системы мер по поддержке
женской предпринимательской ак
По материалам пилотажно-экспертного обследования, проведенного методом случайной выборки и охватившего 26 женщин-предпринимателей г. Новосибирска (1997г. ), (статистические данные, представленные в реферате, взяты из этого пилотажно-экспертного обследования) попытаюсь описать отдельные стороны социального портрета данной группы женщин и проблемы, которые им приходится преодолевать на пути к успеху в бизнесе. Выборка приводилась по следующими принципами: чтобы отраслевая структура предпринимательства была отражена наиболее полно, а организационно-правовая форма и размер предприятий были достаточно разнообразны. В обследование вошли женщины 22–56 лет, занятые посредническо-торговыми операциями в розничной торговле (9 чел. ), в промышленности (3), банковском деле (1), страховании (1), образовании (4), здравоохранении (1), бытовом обслуживании (4), издательской и рекламной деятельности (3). Организационно-правовая форма предприятий, возглавляемых обследуемыми, разнообразна: преобладают товарищества с ограниченной ответственностью (10) и акционерные общества закрытого типа (6), а также индивидуальные частные предприятия (4), присутствуют и другие формы. Достаточно разнообразна величина предприятий. Есть такие, на которых трудится всего 1 человек, на других – 70–80 человек. Наиболее часто представлены предприятия с численностью работающих менее 10 человек (их оказалось 12), а также порядка 20–30 человек (их 6). Две трети женщин заняты бизнесом 3–5 лет, а каждая пятая – свыше 6 лет.