Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:33, реферат
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно
молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую
все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее мож-
но обозначить и как педагогику досуга.
Вообще социокультурная анимация (animation — anim: душа — одушевле-
ние, оживление) — особый вид культурно-досуговой деятельности обществен-
ных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогичес-
ких и психологических технологиях активации (оживления) окружающей со-
циальной среды и включенных в нее субъектов.
–помощь в творческой самореализации личности.
Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной
деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:
1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;
2) процесс установления межличностных отношений;
3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.
Анализ исследований проблематики современной социально-культурной
деятельности показывает, что у нее есть научное и, можно сказать, вполне конк-
ретное методологическое основание.
Очевидно, что рассмотрение феномена окружающей среды как некоего по-
тенциала, хранящего в себе позитивные и негативные тенденции, способные так
или иначе влиять на развитие человека, началось отнюдь не в 70-е годы ХХ сто-
летия, а гораздо раньше. Историческим прототипом социокультурной деятель-
ности можно считать п ед аг ог ич ес ко е с ре до ве де ни е. Эта область научного знания
возникла на рубеже XIX–X веков. Основоположником его принято считать
немецкого ученого Адольфа Базумана. Полагая, что основной предпосылкой
общей теории воспитания является наука о влиянии среды, исследователь за-
ключил: необходима специальная наука о среде для достижения педагогичес-
ких целей. Он выпустил первую часть ЃбПедагогического средоведенияЃв и работу
ЃбПедагогическое учение о средеЃв. К области педагогического средоведения мож-
но отнести и труды соотечественников Базумана —Генриха Каутца (ЃбПод сенью
фабричных трубЃв), А. Вольфа (ЃбТипы средыЃв) и других.
Однако как некую теоретическую и в известном смысле практическую ос-
нову соцокультурной анимационной деятельности в нашей стране можно счи-
тать так называемую п ед аг ог ик у с ре ды
В отличие от средоведения, педагогика среды была детищем отечественной
научно-педагогической мысли. Ее основателем принято считать С. Т. Шацко-
го, ему же приписывается авторство самого термина, хотя задолго до Шацкого,
К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и другие педагоги-мыслители ставили вопрос об
исследовании воспитательных возможностей среды.
Надо отметить, что педагогика среды —это не просто совокупность воззре-
Исследования: педагогика
34
ний на среду и зависимость от нее человеческого поведения. Это технология. И
сегодня мы можем сказать, что педагогика среды —это направление педагоги-
ческой мысли и практики, ориентированное на учет, организацию и использо-
вание возможностей среды в воспитательных целях.
Отечественная библиография насчитывала к началу ХХ века более пятисот
работ по проблематике педагогики социокультурной среды, а уже к 20–0-м го-
дам ЃбсредоваяЃв проблематика занимала исключительное место в исследованиях
педологов, реактологов, рефлексологов, психологов и педагогов. Показательны
высказывания ученых и организаторов образования тех лет:
ЃбВопрос о воздействии окружающей среды, об организации этих воздейс-
твий является центральным для нашей педагогикиЃв (А С П ин ке ви ч)1;
ЃбСоциальная среда —есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся
роль учителя сводится к управлению этим рычагомЃв (Л С В ыг от ск ий)2;
ЃбВо всяком педагогическом воздействии можно выделить три момента:
1) того или тех, кто является организатором (т. е. субъектом. —М Н) этого воз-
действия; 2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта; 3) ту среду,
которая создается в целях педагогического воздействияЃв (А Г К ал аш ни ко в)3.
В заключение можно привести известные слова А. С. Макаренко: воспиты-
вает не воспитатель, а среда; а также не менее известную в педагогическом мире
мысль Н. Н. Иорданского: нет среды —нет воспитания.
Проблема теоретического и практического изучения среды, к которой сле-
довало адаптироваться детям или которая должна была приспосабливаться к де-
тям, в педагогике среды была самой острой. Педагоги по-разному смотрели на
среду, по-разному ее типологизировали. Популярными были такие словосочета-
ния, как Ѓбсреда для ребенкаЃв, Ѓбсреда учрежденияЃв, Ѓбсоциально-организованная
средаЃв, Ѓбклассово-дифференцированная средаЃв, Ѓбсоциально-бытоваяЃв, Ѓбдере-
венскаяЃв, ЃбгородскаяЃв, ЃбсвояЃв, ЃбвозрастнаяЃв, Ѓбдуховная средаЃв и др. Так или ина-
че, но представителей педагогики среды объединяло видение педагогического
процесса в виде трехчастной схемы: о бъ ек т —с ре да—с уб ъе кт.
Вместе с тем имелись значительные расхождения в ответах на вопрос, к ак и ч тоследует изучать в среде. Одни исследователи предполагали изучать ее
объективные характеристики, а для этого пользоваться преимущественно объ-
ективными и социологическими методами сбора и обработки информации
(М. С. Бернштейн, С. С. Моложавый, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина). Пред-
лагались разнообразные схемы обследования среды. (Установление системы по-
казателей и измерительных единиц для педагогического учета и изучения воспи-
тывающей роли среды эти авторы мыслили как составную часть плана участия
педагогов-исследователей в переделке среды.)
Другие считали изучение объективных характеристик среды недостаточ-
ным. Они полагали, что практикующийся обычно метод изучения среды путем
пространных таблиц и анкет или общих социологических схем не может дать
ни положительных объективных результатов, ни удовлетворения исследовате-
1 П ин ке ви ч А С Основы советской педагогики. М., 1929. С. 10.
2 В ыг от ск ийЛ С Педагогическая психология. М., 1991. С. 89.
3 К ал аш ни ко в А Г Избранные труды. М., 1990. С. 75.
М. В. Никитский. Теоретические и исторические аспекты...
35
лю-педагогу. ЃбМы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обста-
новки, —писал Л. С. Выготский, —полагая, что зная эти показатели, мы будем
знать их роль в развитии ребенка… Изучать среду надо не как таковую, не в ее
абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных
показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 летЃв4.
Практически изучать среду, с точки зрения этого ученого, значило о пр ед ел ят ь в н ейр ол ь р аз но об ра зн ыхф ак то ро в в ос пи та ни я для того, чтобы разобраться, что хо-
рошо, что плохо в воспитании, которое дается средой, а также чтобы оказать ор-
ганизационное воздействие на нее, т. е. найти такие ее элементы, которые могли
бы сработать на оживление социокультурного пространства.
Интересно мыслил и изучал среду С. Т. Шацкий —как с субъективных, так и
с объективных позиций. Он считал важным изучать среду ч ер езд ет ей, в дет ском
освещении, преломленную сквозь детскую призму, а также втягиваться мало-
помалу в более серьезное, объективное изучение среды. Он считал, что для пе-
дагога важны две точки зрения —д ет ск ая(индивидуальная, специфическая) и
о бъ ек ти вн ая(приближающаяся к научной). Этот педагог считал эффективными
следующие способы изучения среды: анализ детских высказываний, рисунков,
сочинений, отражающих жизнь среды, анализ того, что перед ними происходит,
чтобы по реакции ребенка, по его навыкам, привычкам, повадке определять ту
среду, откуда он вышел и в которой находится.
В те годы было получено множество данных, подтверждающих зависимость
от среды различных способностей, свойств, качеств, черт личности ребенка,
да и не только ребенка, речевых навыков, мышления и способности суждения
(А. Р. Лурия, Е. И. Тихеева), целей, мотивов, всего содержания жизни (М. Я. Ба-
сов). С. С. Маложавый, например, утверждал, что личность не только продукт
среды, она также проявляет себя в реакции на внешние и внутренние условия
среды: стоит измениться социальной среде, как сейчас же меняется и поведение
человека. То есть возникает некая динамика, гибкость процесса взаимодействия
человека и среды, при этом нет простого и однозначного результата, обусловлен-
ного (видимого) изначально.
Справедливо сказать, что изучение среды педагоги рассматривают как ус-
ловие для последующего изучения личности, для составления планов работы и
организации средовых воздействий. В современных социально-педагогических
реалиях подобные взгляды могут конструктивным образом учитываться при
организации психолого-педагогического взаимодействия в рамках целостного
педагогического процесса. Последнее позволяет заключить, что генеральная
линия реализации социальнокультурной анимационной деятельности состоит в
активном предотвращении отчуждения личности в культуре общества, в слож-
ной структуре общественных отношений.